Значения терминов как отражение научной и обыденной картин мира в сознании студента

Материал поступил в редколлегию 18.12.2017
Аннотация
В статье изложены результаты эксперимента, проведенного методом свободного дефинирования среди двух групп испытуемых: студентов-филологов первого и старших курсов. Испытуемые давали определения терминам языкознания, ставилась цель выявить степень влияния обыденной и научной картин мира на значения терминов языкознания, проявляющиеся в определениях. Для эксперимента были выбраны 12 терминов, с частью из которых студенты знакомы из повседневной жизни, часть из них фигурирует в качестве дефинированных в школьной программе, часть изучается в университете. На основе анализа полученного материала предлагается трактовка обыденной и научной картин мира как компонентов значений слов, что позволяет изучать их с позиций языкового сознания. Был сделан вывод о том, что научная и обыденная картины мира как различные компоненты значений слов не существуют в сознании индивида в отдельности, но проявляются по-разному в разных ситуациях общения и познания мира. Знания, лежащие за терминами и проявляющиеся в данных испытуемыми определениях, изменяются количественно и качественно, но не претерпевают мгновенного перехода от обыденной к научной картине мира.

Ключевые слова: научная картина мира, обыденная картина мира, языковое сознание, значения слов, студенты.

Выходные данные: Яковлев А.А. Значения терминов как отражение научной и обыденной картин мира в сознании студента. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 16, 1. C. 30–40. DOI: 10.25205/1818-7935-2018-16-1-30-40