Межкультурная коммуникация: китайский язык и его воздействие на когнитивные способности русскоязычных детей

Материал поступил в редколлегию
Аннотация Статья посвящена исследованию процесса формирования креативности младших школьников. В фокусе внимания влияние языковой культуры стран Юго-Восточной Азии на развитие креативности младших школьников, изучающих китайский язык, а также влияние образовательной среды на креативную результативность школьников. Представлены результаты трехлетнего лонгитюдного исследования (2013–2016 гг.), реализуемого на базе МБУ ДО «Детская школа искусств № 7» и МБОУ СОШ № 49 г. Читы, полученные с помощью батареи теста креативности П. Торренса и теста личностных творческих характеристик Е. Е. Туник. В эмпирическом исследовании принимали участие 135 человек, в том числе 105 человек (3 группы по 35 человек каждая) в возрасте от 9 до 11 лет и 30 учителей, из них 15 учителей МБУ ДО «Детская школа искусств № 7» и 15 учи- телей МБОУ СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка. Экспериментальную группу представили учащиеся студии иностранных языков, изучающие китайский язык. В контрольные группы вошли 70 школьников – учащиеся отделений театрального искусства (35 человек) и хореографического искусства (35 человек), не изучающие китайский язык. Полученные результаты указывают на статистически значимую зависимость разработанности и оригинальности выполненных детьми заданий (тест П. Торренса) от их занятий в студии иностранных языков (китайский язык). Полученные данные демонстрируют наличие связи меж- ду условиями образовательной среды и показателями креативности младших школьников, изучающих китайский язык. Результаты исследования показывают, что изучение китайского языка способствует развитию креативности детей младшего школьного возраста. Язык воздействует на интонационное различение семантики в речи, на формирование многозначного контекста, что способствует развитию восприимчивости к новому еще в младшем школьном возрасте. Изучение китайского языка оказывает повышенное воздействие на способность к выдвижению новых идей, отличающихся от стандартных, а также способствует конструктивной и изобретательской деятельности человека. С немалой долей вероятности можно утверждать, что креативность младших школьников формируется, главным образом, под воздействием освоения ими идеографического письма китайского языка. Ключевые слова китайский язык, креативность, младший школьник, образовательная среда, интегральная индивидуальность
Выходные данные: Васильева К.К., Эрдынеева К. Г. Межкультурная коммуникация: китайский язык и его воздействие на когнитивные способности русскоязычных детей. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 17, 2.