- Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация
- Архив
- 2019
- Том 17. Выпуск 2
- Прикладная лингвистика
Ассоциативно-вербальная модель глагола haben и его синонимов в немецком языке
Материал поступил в редколлегию
Аннотация
Исследование человека говорящего – Homo Loquens – связано с рассмотрением индивидуального образа мира носителя того или иного языка, эксплицированного в языковом сознании и материально существующего в виде словесных образов-ассоциаций. В настоящей работе рассматриваются результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного с носителями немецкого языка (в результате которого было получено 137
различных реакций, общее количество реакций – 305, при анализе внимание уделено как первичным, так и вторичным ассоциациям). Материалом исследования послужил базовый глагол haben ‘иметь’, формирующий ядро сферы обладания, и его синонимы, выявленные посредством лексикографического анализа пяти словарей синонимов, а также словаря-корпуса современного немецкого языка dwds.de (gehören ‘принадлежать’, verfügen ‘иметь в своём распоряжении’, besitzen ‘владеть, обладать’, gebieten ‘распоряжаться’). В основе анализа лежит системный подход, позволяющий раскрыть структуру значений и смыслов в ментальном
лексиконе и построить ассоциативно-вербальную модель взаимосвязанности ассоциативных полей синонимичных слов-стимулов. Лексикографический, корпусный и ассоциативный анализы материала позволяют
констатировать следующее: 1) ничтожно малое количество отказов респондентов от ответов (1,64 %), а также таких ассоциаций, в которых наблюдается отсутствие смысловой связи со словом-стимулом (2 %); 2) ассоциирование преимущественно по «парадигматическому» типу при сопоставлении семантической структуры исходного слова и ассоциативного ответа (около 60 %); 3) высокая степень уникальности синтагматических
ассоциаций; 4) обладание в сознании носителей немецкого языка связано с такими неединичными реакциями, как Geld ‘деньги’, Gut ‘товар, благо, имущество’, Güter ‘товары’, Macht ‘сила, мощь’, Testament ‘завещание’,
Freunde ‘друзья, приятели’, nichts ‘ничто’.
Ключевые слова
Homo Loquens, ассоциативный эксперимент, ментальный лексикон, глагол haben, ассоциативно-вербальная модель
Выходные данные: Козлова Н. В. Ассоциативно-вербальная модель глагола haben и его синонимов в немецком языке. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 17, 2.