О восхищении в русском языковом сознании

Материал поступил в редколлегию 22.04.2019

Аннотация 

Статья посвящена изучению восхищения в плане концептуальной его конфигурации в русском языке. Обращение к Национальному корпусу русского языка представляется в этой связи тем более оправданным, что содержание анализируемого эмоционального концепта, как и экспликация связанных с ним ситуаций и переживаний, не представлено в готовом виде ни в одном из отдельно взятых контекстов употребления, а реконструируется на совокупности всех возможных употреблений. О специфичной конфигурации восхищения можно судить и по засвидетельствованным предметно-понятийным соответствиям, и по построенной на множестве употреблений пропозициональной модели, и по способности к специфическим преобразованиям и переосмыслениям, позволяющим реконструировать содержание анализируемого концепта в отношении к сопутствующим смыслам, так или иначе встроенным в семантику восхищения в русской языковой картине мира.

По данным Национального корпуса русского языка, в наиболее частотных своих употреблениях восхищение входит в отношения дополнительности с самыми разнообразными понятиями, позволяющими воссоздать основные ситуации восхищения по отношению к сопутствующим переживаниям и как восхищение-преклонение, и как восхищение-обожание, и как восхищение-одобрение, и как восхищение-удивление, и как восхищение-благодарность, и как восхищение-зависть. Эмоционально-психологическое состояние восхищения вызывается при этом не самим по себе событием, а тем, что думает об этом событии субъект восхищения. В этом смысле восхищение ‒ это не только эмоциональное, но еще и ментальное состояние.

Пропозициональная модель, построенная на Национальном корпусе русского языка, предоставляет, кроме того, информацию о том, что приложимые к восхищению действия-предикаты варьируются в зависимости от позиции в синтаксической структуре высказывания. В функции семантического объекта к восхищению приложимы предикаты чувствовать, испытывать, выражать, изображать, высказывать, доставлять, вызывать, возбуждать, предвкушать, разделять, скрывать, преодолевать, разыгрывать. В функции семантического субъекта восхищение переосмысливается поверх категориальных границ в терминах пропозициональной модели, подходящей скорее для силы, водной стихии, огня. По аналогии с неподвластной человеку силой восхищение охватывает и овладевает, по аналогии с водной стихией ‒ переполняет и захлестывает, по аналогии с огнем ‒ разгорается и гаснет. При этом аргументом в пользу такого переосмысления служит такое весьма примечательное обстоятельство, что для определения означенного эмоционального состояния в ассумптивном универсуме говорящих нет более подходящих вспомогательных объектов, кроме разве только силы, жидкости или огня.

Ключевые слова: чувства и эмоции, языковая картина мира, лингвоспецифичные слова, установка мнения, пропозициональная модель, концептуальная метафора, аксиологические нормы.

Выходные данные: Бочкарев А.Е. О восхищении в русском языковом сознании. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 17, 3. C. 42–53. DOI: 10.25205/1818-7935-2019-17-3-42-53