- Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация
- Архив
- 2019
- Том 17. Выпуск 3
- Прикладная лингвистика
Содержательно-стилистические особенности неканонической православной интернет-проповеди в современной России
Аннотация
Статья посвящена изменению содержания и стилистики неканонической православной религиозной проповеди в цифровую эпоху в российском интернет-пространстве по сравнению с канонической православной проповедью в храме. Особое внимание уделено изучению риторики современных православных проповедников, ведущих свои интернет-видеоканалы, вебсайты, форумы и блоги. Методология исследования включает системный, структурный и интертекстуальный анализ. Показано, что содержание интернет-проповеди во многом определяется самими интернет-пользователями и тематикой их обращений. Фундаментальными характеристиками содержательной стороны интернет-проповеди становятся: 1) направленность на индивида, личность, его задачи и цели, а не на отвлеченные теологические проблемы; 2) переосмысление феномена ближнего; 3) переход от исихастской традиции проповеди внутренней духовной сосредоточенности к проповеди религиозной интерактивности. Особенностями стиля цифровой проповеди можно считать: 1) переход от простых ответов к риторике новых вопросов, адресованных аудитории; 2) эмпатию, со-участие человеку в его жизненных коллизиях и переживаниях; 3) стремление поделиться религиозной информацией, а не навязать ее; 4) наличие различных риторических и стилистических приемов для разной аудитории; 5) тенденция к жаргонизации языка проповеди, подчас даже не обусловленная запросом аудитории. Обращает на себя внимание двойственный, противоречивый характер православной цифровой проповеди в российском интернет-пространстве. С одной стороны, это явление можно считать позитивным для православной проповеди в целом, поскольку таким образом можно распространять христианские идеи в тех социальных группах, которые не составляют ядро прихожан православных храмов, например, школьников, студентов, представителей технических профессий. С другой стороны, до сих пор неясна эффективность такой проповеди. Отсутствие достоверных статистических данных и результатов социологических исследований, касающихся православной интернет-проповеди, не дает возможности на данном этапе развития феномена говорить о его эффективности или неэффективности.
Ключевые слова: неканоническая религиозная проповедь, гомилетика, эпоха интернета, цифровая эра, интернет-проповедь