Прикладная этнолингвистика о правильном использовании стереотипов в курсе французского как иностранного

Материал поступил в редколлегию 10.12.2019
Аннотация
Анализируемые в данной статье культурные стереотипы служат отправной точкой для разработки методики, позволяющей доказать реальность существования во французской лингвокультуре особого подхода к формулированию своей позиции, что дает право отнести его к [обыденным] культурным ценностям. Авторская методика целиком базируется на принципах прикладной этнолингвистики, которая представляет собой комплекс лингвокультурных процедур, называемых протоколами. Они ориентированы на достаточно продвинутый уровень изучающих иностранный язык, что позволяет им эффективно использовать различные языковые ресурсы, чтобы самостоятельно найти в них различные культурные ценности, связанные с изучаемой лингвокультурой. Реальность таких ценностей всегда более-менее гипотетична и потому требует подтверждения, чтобы стать объективной данностью. С этой целью разработан специальный протокол; в этой статье описан способ его надлежащего применения. Культурная ценность, описываемая словами «формулирование своей позиции / выражение своего мнения», раскрывается с помощью особого сценария, называемого (методико-)педагогическим. Этот сценарий представлен средствами французского минимального – французской версии универсального естественного семантического языка. Определяются границы объективности и надежности полученных студентами выводов: они являются, в конечном счете, результатом неизбежного обобщения, обязательного отвлечения от конкретных лингвокультурных ситуаций, которые всегда асимметричны и гетерогенны.

Ключевые слова: прикладная этнолингвистика, культурные ценности, культурные стереотипы, французский как иностранный, выражение своего мнения

Выходные данные: Петерс, Берт Прикладная этнолингвистика о правильном использовании стереотипов в курсе французского как иностранного. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020, Том 18, Выпуск 1. C. 84–103. DOI: DOI 10.25205/1818-7935-2020-18-1-84-104