- Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация
- Архив
- 2020
- Том 18. Выпуск 2
- Психо- и нейролингвистика
Системное описание языкового сознания студента: образ самого студента
Материал поступил в редколлегию 30.07.2019
Аннотация Обсуждаются результаты серии экспериментов, нацеленных на изучение того, как в сознании студента изменяется образ его самого. Языковое сознание трактуется как понятие, фиксирующее определенную закономерную связь между внутренними (личностными) и внешними (социально-культурными) факторами, влияющими на изменение значений и личностных смыслов слов. Такое изменение говорит о закономерных изменениях образов, лежащих за этими словами в сознании исследуемой группы индивидов. Гипотеза исследования состояла в том, что образ самого студента за годы обучения в университете претерпевает существенные изменения, обусловленные не только разнообразной деятельностью в учебной среде, но и личностной оценкой этой собственной деятельности. Эта гипотеза проверялась серией экспериментов, проведенных методом свободных ассоциаций и методом незаконченных предложений, результаты которых дополняют друг друга. Гипотеза подтверждается частично. Образ студента в языковом сознании студента за годы учебы обогащается разнообразными языковыми средствами, в первую очередь экспрессивными. Однако нарастающее разнообразие языковых средств выражения образа студента не позволяет говорить о существенном качественном изменении образа (новых черт, новых аспектов образа не появляется), а только о количественном изменении. Различные языковые средства выражения говорят о целостности этого образа, несмотря на его внутреннюю противоречивость. Студент живет как бы в двух мирах или двумя жизнями: он получает новые знания, но страдает, он самосовершенствуется, но не понимает, зачем ему это надо, он прогуливает занятия, но в целом успешно сдает экзамены.
Ключевые слова студент, образ студента, языковое сознание, личностный смысл
Выходные данные: Яковлев А. А. Системное описание языкового сознания студента: образ самого студента. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020, Том 18, 2. C. 117–131. DOI: 10.25205/1818-7935-2020-18-2-117-131