Война в русском языковом сознании студентов и курсантов (психолингвистический аспект)

Материал поступил в редколлегию
Аннотация
Статья посвящена анализу изменений, связанных с образом войны в русском языковом сознании, на материале психолингвистических ассоциативных экспериментов. Сравнительно-сопоставительный анализ русских ассоциативных баз, полученных в разные годы в период с 70-х годов прошлого века по 2010-е, позволил вскрыть динамику связей, образуемых словом война в русском языковом сознании. Слово война способно вызвать в сознании носителя языка конкретное событие, либо произошедшее в истории народа, либо ожидаемое. После 40-х годов прошлого века для русской культуры таким знаковым историческим событием является Великая Отечественная война (1941–1945 гг.). Материалы психолингвистических ассоциативных экспериментов, проведенных со студентами в разные годы, показывают, что этот образ до сих пор не утратил своей актуальности, хотя наблюдается некоторое снижение его интенсивности, обусловленное как общим влиянием западной массовой культуры, так и увеличением временного расстояния до указанного события. С помощью психолингвистического ассоциативного эксперимента, проведенного с курсантами одного из российских военных вузов, выявлены профессиональные особенности связей, образуемых словом война, которое в фрейме деятельности военного характеризуется как совокупность действий, направленных на достижение определенных целей и реализацию определенных мотивов. Профессиональная идентификация курсантов проявляется в том,
что в их языковом сознании в связи со словом война актуализируются ожидаемые военные события с участием вероятного противника, в то время как отсылки к историческим войнам немногочисленны, и среди них преобладает образ Великой Отечественной войны.
Ключевые слова
война, ассоциативно-вербальная сеть, ассоциативное поле, языковое сознание военных, русские ассоциативные базы данных и словари

Выходные данные: Кафтанов Р.А. Война в русском языковом сознании студентов и курсантов (психолингвистический аспект). Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Том 18, 3. C. 154–165. DOI: 10.25205/1818-7935-2020-18-3-154-165