Что имел в виду Спиноза, декларируя бессмертие разумной составляющей человеческой души?

Горан Василий Павлович
1. Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия
goran@philosiphy.nsc.ru
Материал поступил в редколлегию 18.01.2018
Заострено внимание на наличии в V части «Этики» Спинозы на первый взгляд как будто взаимоисключающих друг друга утверждений: с одной стороны, о временнóм, причем бесконечном, продолжении существования разумной составляющей души человека после смерти его тела и, с другой, о ее смерти вместе с телом. Эта загадочная ситуация прояснена посредством ее соотнесения с XXIII главой наиболее раннего произведения Спинозы. Там он утверждает, что смертность всей души человека несомненна, если иметь в виду ситуацию ее соединенности только с его телом. А в контексте учета места любого человеческого индивидуума в картине универсума как целого разумная составляющая души человека оценивается Спинозой как неустранимое и только в этом смысле вечное, неподвластное смерти условие существования бесконечной временнóй последовательности сменяющих друг друга человеческих поколений.

Ключевые слова: Спиноза, универсум, человек, тело, душа, разумная составляющая души, смертность тела и души человека, смертность тела и бессмертие разумной составляющей души человека.


Выходные данные: Горан В. П. Что имел в виду Спиноза, декларируя бессмертие разумной составляющей человеческой души?. Сибирский философский журнал. 2018, Том 16, № 1. C. 204–216. DOI: 10.25205/2541-7517-2018-16-1-204-216