Отчуждение в неолиберальном обществе: к вопросу о трансформации социального субъекта современности

Шкарин Дмитрий Леонидович
1. Центр развития тренинговых технологий ул. Большакова, 61, Екатеринбург, 620142, Россия
dshkarin@mail.ru
Материал поступил в редколлегию 01.03.2018
Анализируется изменение социального субъекта современности в качестве основного агента современного социума, рассматриваются факторы его трансформации в условиях господства неолиберальной модели. Демонстрируется, что субъектные эффекты отчуждения, обозначенные в трудах Маркса и получившие развитие в работах М. Фуко, в наши дни наиболее полно концептуализируются в исследованиях П. Дардо, К. Лаваль, А. Негри. Механизм тотального отчуждения, реализуемого в результате полного подчинения всех аспектов жизнедеятельности индивида требованиям экономического порядка, находит свое отражение в тенденции ее статистической кодификации и полномасштабной оцифровки показателей эффективности. Конечная цель подобной стратегии – придание отчуждению преимущественно внутреннего, интериоризированного характера, что означает полное подчинение индивида нормативам рыночного общества в его неолиберальной версии. Экспансия этого рода задается следующими стратегиями: доктрина свободного рынка; коммерциализация социальной сферы; принцип конкуренции в качестве доминантного принципа социального взаимодействия, вплоть до полной делигитимации не выдержавших ее субъектов с низведением их до статуса homo sacer, в терминологии Д. Агамбена. В завершение обрисовываются перспективы перехода к глобализированному цифровому сообществу и дальнейшей экспансии неолиберальной модели во все сферы современного общества.

Ключевые слова: общество, современность, отчуждение, субъект, неолиберализм, образование, индивид, поведение, управление, кодификация, цифровое сообщество.

Выходные данные: Шкарин Д. Л. Отчуждение в неолиберальном обществе: к вопросу о трансформации социального субъекта современности. Сибирский философский журнал. 2018, Том 16, № 2. C. 75–85. DOI: 10.25205/2541-7517-2018-16-2-75-85