Новые тенденции интеграции академической науки и высшего образования в период радикальных реформ

Аблажей Анатолий Михайлович
1. Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия
ablazhey@academ.org
Материал поступил в редколлегию 06.09.2018
Анализируются процессы институционального взаимодействия академической науки и высшего образования в России на этапе их радикального реформирования. Исследование проводилось методом case-study, в качестве объекта выбрано научно-образовательное сообщество Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН (также привлекались примеры из других центров СО РАН – Иркутска, Томска, Новосибирска). Показано, что особенности интеграции академической науки и высшего образования в современных условиях обусловлены реформированием как сферы университетского образования, так и академических научных учреждений, при этом «первую скрипку» играют университеты, активно вовлеченные в «гонку за рейтингами». Одним из ее побочных эффектов при этом может стать феномен принудительной интеграции, под которой понимается силовое инкорпорирование учреждений академической науки в состав ведущих университетов, с целью резкого усиления научного потенциала последних. Предлагается находить и использовать иные, взаимовыгодные способы и формы интеграции.

Ключевые слова: высшее образование, академическая наука, реформирование, рейтинг, ведущий университет, научный потенциал, принудительная интеграция.


Выходные данные: Аблажей А. М. Новые тенденции интеграции академической науки и высшего образования в период радикальных реформ. Сибирский философский журнал. 2018, Том 16, № 4. C. 103–113. DOI: 10.25205/2541-7517-2018-16-4-103-113