Теопасхистские формулы в контексте концепции бесстрастия Бога в раннем христианстве

Стрельцов Алексей Михайлович
1. Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия
streltsov@mail.ru
Материал поступил в редколлегию 10.12.2018
Выявлен спектр мнений относительно бесстрастия Бога, наличествующий в раннехристианской мысли II–III вв. При очевидном сходстве данной концепции с положениями античной философской теологии имеется и ряд отличий, главным из которых следует признать наличие теопасхистских формул и выражений, обусловленных доктриной боговоплощения. Cами точки зрения варьируют от ригидного утверждения бесстрастия (апологеты, Климент Александрийский) до более гибкого подхода Оригена и, наконец, утверждения, что в некотором смысле можно говорить о страдании Бога (Григорий Чудотворец). Не выработав единой терминологии, патристика этого периода, тем не менее, заложила концептуальную основу для последующего создания метафизики «бесстрастного страдания» Бога в христианской философии. 
Ключевые слова: Бог, бесстрастие, страсти, бесстрастное страдание, Григорий Чудотворец.


Выходные данные: Стрельцов А. М. Теопасхистские формулы в контексте концепции бесстрастия Бога в раннем христианстве. Сибирский философский журнал. 2019, Том 17, № 1. C. 216–224. DOI: 10.25205/2541-7517-2019-17-1-216-224