Т. Гоббс и Б. Спиноза о соотношении естественного, сверхъестественного и противоестественного

Горан Василий Павлович
1. Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия
goran@philosiphy.nsc.ru
Материал поступил в редколлегию 01.12.2018
Раскрыты концептуальные основания следующих расхождений мировоззренческих позиций Гоббса и Спинозы. Отвергая существование противоестественного, Гоббс признавал реальность сверхъестественного как якобы результата нарушения библейским богом происходящего по тем законам, которые он дал созданной им природе. Спиноза, отождествив бога с природой, признавал только вечное естественное, т. е. несотворенное, и, практически отождествляя сверхъестественное и противоестественное, отрицал их существование.  За признанием Гоббсом сверхъестественного фактически обнаруживается его заинтересованное внимание к той сущностной специфике человека, которая проявляется в его творческой деятельности, созидающей из имеющегося в природе материала то, что природа сама по себе не создает.  Этой специфически человеческой способностью Гоббс и наделяет бога. Спиноза же исходит из того, что природа сама реализует все свои возможности. Человека он рассматривает как часть природы и, соответственно, создаваемое человеком не оценивает как нечто, превосходящее имеющееся в природе. 
Ключевые слова: Гоббс, Спиноза, естественное, сверхъестественное, противоестественное, бог, природа, человек, творчество, Библия.


Выходные данные: Горан В. П. Т. Гоббс и Б. Спиноза о соотношении естественного, сверхъестественного и противоестественного. Сибирский философский журнал. 2019, Том 17, № 1. C. 225–235. DOI: 10.25205/2541-7517-2019-17-1-225-235