Критика разума в трансцендентальной феноменологии Гуссерля

Бердаус Светлана Владимировна
1. Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия
s.berdaus@yandex.ru
Материал поступил в редколлегию 12.04.2019
Рассмотрена концепция разума в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. На основе концептуально-терминологического анализа показана специфика понимания в рамках феноменологии категории разума и категории трансцендентального. Особенностью феноменологического понимания трансцендентального является приписывание ему индивидуальных характеристик, в отличие от кантовской традиции, где трансцендентальное понимается как нечто абстрактное, идеальное и универсальное. Партикулярные характеристики трансцендентального обусловливают и специфику понимания разума, которая может быть проиллюстрирована образом «сети». Эта разумная «сеть» пронизывает все сознание (т. е. и область мышления, и область чувствования и воления), этим в свою очередь объясняются особенности феноменологической спецификации разума на логический, практический и аксиологический. Представлены две модели этой спецификации (критики): параллелизм (Parallelismus) и переплетение (Verflechtung). Высказано предположение, что первая модель используется Гуссерлем в целях демонстрации системных взаимоотношений выделенных областей разума, а модель переплетения отвечает за описание функционирования этой системы.

Ключевые слова: феноменология, Гуссерль, разум, трансцендентальная феноменология, логический ра-
зум, практический разум, аксиологический разум, параллелизм, переплетение.


Выходные данные: Бердаус Светлана Владимировна Критика разума в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Сибирский философский журнал. 2019, Том 17, № 2. C. 63–76. DOI: 10.25205/2541-7517-2019-17-2-63-76