«Плодородие» палеолита - попытка уточнения содержания символа

Материал поступил в редколлегию 22.11.2014

    Соматический символизм как парадигмальный вектор интерпретации палеолитических изотекстов положительно зарекомендовал себя в западноевропейском палеоискусствоведении, но остается малоизвестным в отечественной практике. Его потенциал далеко не исчерпан и обращение к нему дает возможность смены семантических акцентов в содержательности отдельных изотекстов палеолита, в конкретном случае, в изображениях «тучных» Венер. Семантическая специфика этих текстов, согласно отечественной историографической инерции, определяется гипотетическим феминным зарядом культуры палеолита, своеобразным визуальным лидерством женщины в реализации универсальной для любой эпохи темы «плодородия». Но характеристика непосредственно связанных с данной темой изображений либо не поддерживает существующей концепции, либо требует коннотационной корректировки содержательности ведущего образа. В результате его «перепрочтения», в соответствии с полнотой представленного в нем «мужского» и «женского» символического спектров, появляется возможность рассуждать об изобразительном символизме мужского плодородия палеолита.

    Ключевые слова: «триада плодородия» культуры палеолита, символика «мужского плодородия», знаково-символическая культура палеолита, интерпретация изображений эпохи палеолита.

«Плодородие» палеолита - попытка уточнения содержания символа
Выходные данные: И. В. Шмидт «Плодородие» палеолита - попытка уточнения содержания символа. Universum Humanitarium. 1, № 1. C. 190–202.