«Антропологическая» событийность в поздних рассказах А. П. Чехова («Случай из практики» и «По делам службы»)

Материал поступил в редколлегию 13.09.2015

Рассматриваются аспекты художественной антропологии А. П. Чехова, связанные с контаминацией «внутреннего» и внешнего события. Два анализируемых рассказа А. П. Чехова отмечены сходством событийной и художественно-антропологической архитектоники. Художественно-антропологический подход подразумевает исследование структуры образа, а также концепции человека в литературном произведении. В настоящей статье образ человека в поздней чеховской прозе изучается в параметрах «тело - душа - дух» и связанных с ними проявлениях эмоционального и этического мироотношения персонажей.

Ведущие персонажи рассказов «Случай из практики» и «По делам службы» в результате случайной поездки осмысляют жизнь как единение людей. Случай инициирует процесс этического откровения. «Этика» становится основным выводом персонажей, отвлекшихся от «телесности» - восприятия происходящего в качестве временного неудобства. Преодоление индивидуального вызывает в персонажах приятие «общего» страдания. Переживаемое персонажами движение «человечности» совпадает с логикой сюжета и, по сути, является им, в отличие от лаконичной фабулы чеховского рассказа.

Ключевые слова: событийность, сюжет, образ человека, художественно-антропологические структуры, этика, единение.

«Антропологическая» событийность в поздних рассказах А. П. Чехова («Случай из практики» и «По делам службы»)
Выходные данные: Л. Н. Синякова «Антропологическая» событийность в поздних рассказах А. П. Чехова («Случай из практики» и «По делам службы»). Universum Humanitarium. 2, № 1. C. 118–131.