Двумерные и трехмерные изображения применительно к семиологическому анализу мегалитов

Материал поступил в редколлегию 20.09.2016

Первые попытки зафиксировать петроглифы Бретани относятся к 1840 г. Их пы­тались воспроизвести и графически, и при помощи акварели - не только сами изо­бражения, но и скальную поверхность, имеющую различные особенности рельефа. Но довольно скоро выяснилось, что зачастую исследователи оказывались предвзя­ты, следуя собственному видению, либо сама поверхность и естественный рельеф обманывали их. Появление фотографии во второй половине XIX в. позволило уче­ным исключить многие неточности, связанные с зарисовкой. Фотографии копий, выполненных в полевых условиях, изучались в камеральных условиях. Эстампаж или прорисовка на кальку постепенно стали наиболее распространенными спосо­бами копирования изображений. Эти техники позволяли получить некую разновид­ность двухмерного муляжа. В ходе фотофиксации при круговом освещении в поле зрения исследователей попало еще одно измерение - временное, так как этот спо­соб позволяет выявить хронологию нанесения пероглифов. В Бретани эту технику фотосъемки начали применять с 2000-х гг., восстанавливая таким образом морфо­логию скальной поверхности. Первоначально тахеометр с функцией сканирования использовался исключительно в целях экономии. Позже лазерный сканер стали ис­пользовать для фиксации композиций петроглифов, как в Гавринис. Здесь эта мето­дика сканирования также была применена для реконструкции архитектуры памят­ника в целом и использовалась для реализации различных задач от миллиметрового до метрового масштаба.

В этой статье хотелось бы продемонстрировать, что способы фиксации никогда не применяются без четкого контекста проблематики, они всегда с ней взаимосвя­заны и отвечают конкретным задачам. Лазерное сканирование и фотограмметрия могут использоваться в комплексе для лучшего понимания сложных геометрических объектов. Документирование не имеет смысла само по себе, это лишь один из этапов исследования, который подготавливает материал к дальнейшему анализу.

Ключевые слова: неолит, стела, гравировка, 3D, фотограмметрия.

Двумерные и трехмерные изображения применительно к семиологическому анализу мегалитов
Выходные данные: С. Кассен, Л. Лескоп Двумерные и трехмерные изображения применительно к семиологическому анализу мегалитов. Universum Humanitarium. 2, № 2. C. 73–83.