О создании эмпирической базы прагматических явлений

М. К. Тимофеева
1. Институт математики им. С. Л. Соболева СО РАН
2. Новосибирский государственный университет
timof@math.nsc.ru
Материал поступил в редколлегию 07.08.2017

При обучении некоторому языку учат прежде всего правилам грамматики и лек­сике. На определенном этапе этого процесса человек, осваивающий свой родной язык или изучающий иностранный язык, - даже не ставший профессиональным лингви­стом, - скорее всего, вынужден будет разобраться в том, что такое фонетика, грам­матика, семантика изучаемого языка. Однако вероятнее всего термин «прагматика» останется неизвестным. Прагматике в целом учить не принято, и лишь отдельные классы явлений, относящиеся к данному языковому уровню, могут попасть в фокус внимания при изучении родного или иностранного языка. Вместе с тем, только по­нимание прагматических аспектов коммуникации развивает навыки использования знаний о фонетике, лексике, грамматике, семантике. Цель данной статьи: привлечь внимание к вопросу о преодолении данной ситуации. Одной из первоочередных задач является создание эмпирической базы прагматических явлений. Предложено направление развития корпусной прагматики, фокусирующееся на прагматических пресуппозициях.

Ключевые слова: прагматика, пресуппозиция, неоднозначность, освоение языка, прагматический корпус, корпусы редких языковых явлений.


Выходные данные: М. К. Тимофеева О создании эмпирической базы прагматических явлений. Universum Humanitarium. 3, № 1. C. 6–23.