- Universum Humanitarium
- Архив
- 2017
- Выпуск 1
- Методы и методология гуманитарной науки
О создании эмпирической базы прагматических явлений
При обучении некоторому языку учат прежде всего правилам грамматики и лексике. На определенном этапе этого процесса человек, осваивающий свой родной язык или изучающий иностранный язык, - даже не ставший профессиональным лингвистом, - скорее всего, вынужден будет разобраться в том, что такое фонетика, грамматика, семантика изучаемого языка. Однако вероятнее всего термин «прагматика» останется неизвестным. Прагматике в целом учить не принято, и лишь отдельные классы явлений, относящиеся к данному языковому уровню, могут попасть в фокус внимания при изучении родного или иностранного языка. Вместе с тем, только понимание прагматических аспектов коммуникации развивает навыки использования знаний о фонетике, лексике, грамматике, семантике. Цель данной статьи: привлечь внимание к вопросу о преодолении данной ситуации. Одной из первоочередных задач является создание эмпирической базы прагматических явлений. Предложено направление развития корпусной прагматики, фокусирующееся на прагматических пресуппозициях.
Ключевые слова: прагматика, пресуппозиция, неоднозначность, освоение языка, прагматический корпус, корпусы редких языковых явлений.