Семантика изображений четырех мифических животных в настенной живописи когуреских гробниц

А. А. Гилёв
1. Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
af-uprav@siu.ranepa.ru
Материал поступил в редколлегию 12.11.2017
Рассматривается один из самых распространенных сюжетов в настенной живописи когурёских гробниц – изображение четырех мифических животных, или, по-корейски, сасин (темная черепаха, обвитая змеей, зеленый дракон, белый тигр и красная птица).

В настоящее время известно более 20 гробниц, на фресках которых представлен данный сюжет, они относятся ко времени существования корейского раннесредневекового государства Когурё. Особенно обращают на себя внимание гробницы позднего периода Когурё, где изображение сасин является единственным сюжетом фресок (гробницы Хонамни сасинчхон, Кэмачхон, Нэри № 1, Тхонгу сасинчхон, Тхонгу № 4 и т. д.).

Изначально представление о четырех мифических животных в Китае было связано с концепцией пяти первоэлементов и традиционной для китайской культуры тетратомией пространства. На основе анализа письменных, археологических и этнографических источников делается вывод о том, что образы четырех мифических животных глубоко проникли
в когурёскую культуру, так как гармонично сочетались с традиционными верованиями древних корейцев. Например, в китайской и корейской культурах были распространены схожие представления о черепахе. С одной стороны, образ черепахи был связан с культом плодородия и идеей долголетия, с другой стороны, черепахи выступали в китайских и корейских мифах в качестве проводников, поскольку обладали способностью проникать в потусторонний мир.

В живописи когурёских гробницах четыре мифических животных играют защитную роль, а также являются элементами, позволяющими представить погребальное сооружение в виде мира в миниатюре. Они структурируют мировое пространство в форме квадрата, в то время как купол погребальной камеры в виде колодца символически представляет небо.

Исследуемые изображения сасин в совокупности с другими деталями конструкции гробниц и живописи свидетельствуют о том, что в основе погребальной обрядности когурёсцев лежала идея продолжения «духовно-телесного» существования в потустороннем мире.

Ключевые слова: Когурё, гробницы с фресками, четыре мифических животных, концепция пяти первоэлементов.

Выходные данные: А. А. Гилёв Семантика изображений четырех мифических животных в настенной живописи когуреских гробниц. Universum Humanitarium. 3, № 2. C. 138–149.