Формирование экономических механизмов организации внутрикорпоративных рынков, стимулирующих активизацию инновационного предпринимательства

Титов Владислав Владимирович
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
titov@ieie.nsc.ru
Горюшкин Антон Андреевич
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
angor@ieie.nsc.ru
Материал поступил в редколлегию 20/11/2016
Аннотация
Экономическое стимулирование, как отмечал академик Н. П. Федоренко, правомерно рассматривать в качестве силы, включенной в систему оптимального функционирования экономики. Таким образом, рассматриваемая проблема является актуальной не только для учредителей и собственников отдельных фирм, корпораций, но и для экономики страны в целом. Целью данного исследования является развитие теоретико-методологического подхода к решению проблемы активизации предпринимательской, инновационной и инвестиционной деятельности на промышленных предприятиях (и в других организациях) на основе экономического стимулирования их сотрудников, обеспечивающих реализацию этого процесса. Проблема заключается в построении такого экономического механизма, который и обеспечивал бы стимулирование не только на уровне корпорации в целом, но и в каждой ее фирме (предприятии), в подразделениях фирм, затрагивал бы деятельность каждого сотрудника. Механизм будет жизнеспособен только при условии распределения прибыли, получаемой от реализации работ, услуг, по всем подразделениям предприятия, по фирмам корпорации, участвующим в проведении таких работ, в соответствии с количеством и эффективностью их труда, определяемой на основе добавленной стоимости. При этом используется принцип самоорганизации и самоуправления на основе выделения конечного экономического результата их деятельности с помощью специальным образом рассчитанных внутрифирменных, трансфертных цен.

Ключевые слова
активизация инновационной, механизм экономического стимулирования, трансфертные цены, распределение прибыли.



Список литературы
  1. Титов В. В., Анисимов Б. Н., Аверкин П. А., Горюшкин А. А. Разработка концептуальных положений экономических принципов управления санаторием, стимулирующих повышение производительности и эффективности труда // Инновационная модель бизнеса: мотивация использования инноваций и экономического роста: Сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. Новосибирск, 2012. С. 5–32.
  2. Анисимов Б. Н., Титов В. В. Управление реальными экономическими процессами на основе хозяйственного расчета / Под ред. Н. А. Кравченко; РАН, Сиб. отд-ние, ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2013. 195 с.
  3. Управление современной компанией / Под ред. Б. Мильнера, Ф. Лииса. М.: ИНФРА-М, 2001. 586 с.
  4. Schjelderup G., Sorgard L. Transfer pricing as a strategic device for decentralized multinationals // International Tax and Public Finance. 1977. Vol. 4 (3). Р. 277–290.
  5. Белкин О. А. Трансфертные цены в корпорациях // Вестник экономической интеграции. 2008. № 4. С. 142–144.
  6. Миргородская М. Г. Трансфертные цены как инструмент формирования прибыли в отчетности холдингов // Экономические науки. 2013. № 104. С. 71–74.
  7. Плещинский А. С. Оптимизация межфирменных взаимодействий и внутрифирменных управленческих решений. М.: Наука, 2004. 252 с.
  8. Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 2002. Т. 1. С. 521–535.
  9. Титов В. В. Организация внутризаводского хозяйственного механизма как внутреннего регулируемого рынка // Управление промышленными предприятиями в условиях рынка / Под ред. Н. Б. Мироносецкого, Л. В. Кириной. Новосибирск, 1993. С. 18–30.
  10. Титов В. В. Оптимизация принятия решений в управлении промышленной корпорацией. Вопросы методологии и моделирования. Saarbrucken: Palmarium Academic Publ., 2013. 337 с.

Выходные данные: Титов В.В., Горюшкин А.А. Формирование экономических механизмов организации внутрикорпоративных рынков, стимулирующих активизацию инновационного предпринимательства . Мир экономики и управления. 2017. Т.17, № 1. C. 135–144. DOI: 10.25205/2542-0429-2017-17-1-135-144