Контрактация и квазирынок как форма взаимодействия государства и медиа в российских регионах

Довбыш Ольга Сергеевна
1. Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
dovbysh@hse.ru
Материал поступил в редколлегию 01/10/2016
Аннотация
Масс-медиа являются не только отраслью народного хозяйства, но и социальным институтом. Однако коммерческая логика медиакомпаний, стремящихся к максимизации прибыли и рейтингов, приводит к «недораспространению» общественно значимой информации. В данной статье изучается, как общественная функция медиа реализуется через контрактные отношения между государством и масс-медиа в российских регионах. Участие в контрактации коммерческих медиакомпаний позволяет говорить о существовании квазирынка, когда выполнение функций общественного сектора осуществляется через рыночные механизмы. На примере информационных контрактов (N = 5 209), заключенных между государственными заказчиками и медиакомпаниями в 2011–2014 гг. в 12 субъектах РФ, методами статистического и сетевого анализа изучается специфика такого квазирынка. В отличие от «классических» моделей квазирынков, описанных в литературе, российские региональные медиарынки обнаруживают ряд особенностей, среди них: неспособность конечного потребителя (аудитории) влиять на распределение контрактов между масс-медиа, проблематичность оценки эффективности выполнения контрактов, распределение контрактов в зависимости от лояльных отношений с госзаказчиком, региональное неравенство и трансформация роли журналиста в обществе.

Ключевые слова
медиарынок, российские регионы, общественный сектор, квазирынок, контрактация, общественные масс-медиа

Источник финансирования
Статья подготовлена в ходе проведения исследования (№ 15-05-0019) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2015–2016 гг. и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.



Список литературы
  1. Экономика общественного сектора: Учебник для вузов / Под ред. Л. И. Якобсона, М. Г. Колосницыной. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 558 с.
  2. McQuail D. McQuail's mass communication theory. Sage publications, 2010.
  3. McChesney R. Rich Media, Poor Democracy: Communication Politics in Dubious Times. Urbana: Uni. of Illinois Press, 1999.
  4. McChesney R. W. The political economy of media: Enduring issues, emerging dilemmas. NYU Press, 2008.
  5. Newton K. Public Service and Commercial Broadcasting: Impacts on Politics and Society // The Political Quarterly. 2016. Т. 87, № 1. P. 31–38.
  6. Касютин В. Л. Российская местная пресса: воздействие финансово-экономического кризиса // Медиаскоп. 2011. № 1.
  7. Макеенко М., Вырковский А. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. М.: МедиаМир, 2014.
  8. Dovbysh O. State informational contracts as a mechanism of control on regional media markets in Russia // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2016. P. 63–86.
  9. Le Grand J., Bartlett W. Quasi-markets and social policy. Palgrave Macmillan UK, 1993.
  10. Андрущак Г. В. Квазирынки в экономике общественного сектора // Экономика образования. 2008. №. 3. С. 214–225.
  11. Бессонова О. Э. Вектор институционального развития России: от квазирынка к либеральному раздатку // Экономическая социология. 2008. Т. 9, № 2.
  12. Le Grand J. Quasi-markets and Social Policy // Economic Journal. 1991. Т. 101, № 408. P. 1256–1267.
  13. Feiock R. C. A Quasi Market Framework for Development Competition // Journal of Urban Affairs. 2002. Т. 24, № 2. Р. 123–142.
  14. Le Grand J. Quasi-market versus state provision of public services: Some ethical considerations // Public Reason. 2011. Т. 3, № 2. С. 80–89.
  15. Лейбенстайн Х. Аллокативная эффективность в сравнении с «X-эффективностью» // Вехи экономической мысли. СПб.: Экономическая школа, 2000. Т. 2: Теория фирмы. С. 477–506.
  16. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе // М.: У-Фактория, 2004. 328 с.
  17. Зубаревич Н. В. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем. М.: Поматур, 2005.
  18. Адемукова Н., Довбыш О., Кирия И., Чумакова В. Роль государственных контрактов в региональных моделях социальной ответственности масс-медиа в России // Журнал исследований социальной политики. 2016.
  19. Degtereva K. Russian TV market: Between state supervision, commercial logic and simulacrum of public service // Central European journal of communication. 2010. № 04. Р. 37–51.
  20. Ершов Ю. М. Телевидение регионов в поиске моделей развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.Сиберт Ф. С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Вагриус, 1998.
  21. Довбыш О., Гудова Е. Государственные информационные контракты и их значение для медиарынков российских регионов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 6. С. 156–174. 
  22. Сиберт Ф. С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Вагриус, 1998. 
  23. Nordenstreng K. Professional Ethics: Between Fortress Journalism and Cosmopolitan Democracy // K. Brants, J. Hermes, L. van Zoonen (eds.) The Media in Question: Popular Cultures and Public Interests. London: Sage, 1998. Р. 124–34
  24. Pasti S. Two generations of contemporary Russian journalists // European Journal of Communication. 2005. Т. 20, № 1. Р. 89–115.
  25. Lowrey W., Erzikova E. Institutional legitimacy and Russian news: Case studies of four regional newspapers // Political Communication. 2010. Т. 27, № 3. Р. 275–288.
Выходные данные: Довбыш О. С. Контрактация и квазирынок как форма взаимодействия государства и медиа в российских регионах . Мир экономики и управления. 2017. Т.17, № 1. C. 41–56. DOI: 10.25205/2542-0429-2017-17-1-41-56