Управленческие технологии как способ совершенствования менеджмента

Алоян Гайк Николаевич
1. ООО ТД «Метелица»
g@tdmetelica.ru
Комаров Владимир Федорович
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Luk@academ.org
Материал поступил в редколлегию 16/02/2017
Аннотация
Ученые и менеджеры уделяют большое внимание вопросам совершенствования планирования и учета на уровне предприятия. Существенно меньше внимания уделяется вопросам теории и методологии персонального планирования и учета деятельности самих менеджеров. Предприятия несут по этой причине большие потери, которых можно избежать, если внедрить на предприятии управленческую технологию, позволяющую осуществлять формализованные процедуры персонального планирования и учета. Внедрить необходимо именно технологию, потому что только технология позволяет синхронизировать и гармонизировать отдельные этапы, процедуры, операции некоего процесса, контролировать процесс, отказаться от понятий «менеджмент – это искусство» или «менеджмент – ремесло» в пользу понятия «менеджмент – это нормируемый регламентный процесс». Это, в свою очередь, позволяет избежать зависимости от личностных качеств и капризов исполнителей. В основе технологии лежит принцип разложения всякой деятельности на составные элементы. Такое разделение, с одной стороны, позволяет многократно повысить эффективность выполнения отдельных этапов, процедур, операций. С другой стороны, сознательное проектирование и реализация рациональной совокупности этапов, процедур, операций дают системный эффект: повышают продуктивность человеческой деятельности. Кроме того, технологии служат посредником между наукой и практикой (научные знания передаются в хозяйственную и социальную сферу через технологии), помогают тиражировать передовой опыт, способствуют специализации человеческой деятельности (и, следовательно, росту производительности труда). В статье исследуются сущность и свойства управленческих технологий, излагается методика их проектирования, освещается опыт построения технологии персонального планирования и учета деятельности руководителей и специалистов на конкретных предприятиях.

Ключевые слова
технология, управленческая технология, менеджеры, лидерство, эффективность управления, система руководства, деятельность, иерархия власти, расписание, персональное планирование, учет деятельности, управление временем, деловая игра, имитационный эксперимент, имитационная модель



Список литературы
  1. Мартынов В. М. Дизайн и проектная наука: Теоретический курс. М., 1997. 158 с.
  2. Пирогов В. И., Брежнев О. В., Завьялов С. К. Технология персонального планирования и учета на предприятии / ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2007. 198 с.
  3. Пирогов В. И., Завьялов С. К., Мукушев Г. Р. Технологизация – путь совершенствования управления предприятием // ЭКО. 2007. № 5. С. 130–149.
  4. Архангельский Г. А. Организация времени. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 448 с.
  5. Бусыгин А. В. Деловое проектирования и управление проектом: Курс лекций. М.: Изд-во «Бусыгин», 2003. 516 с.
  6. Шлей Н. В., Пирогов В. И., Брежнев О. В. Тайм-менеджмент – управление временем // ЭКО. 2006. № 5. С. 135–159.
  7. Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления. М.: Политиздат, 1989. 236 с.
  8. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996. 335 с.
  9. Марков М. Технология и эффективность социального управления: Пер. с болг. М.: Прогресс, 1982. 226 с.
  10. Щербина В. В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности // Социологические исследования. 1990. № 8. С. 79–86.
  11. Информационные технологии управления / Под ред. Г. А. Титаренко. М.: Юнити, 2002. 280 с.
  12. Смирнов Э. А. Управленческие технологии как объект функционального аудита // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 15–19.
  13. Завьялов С. К., Пирогов В. И., Мукушев Г. Р., Волкова Л. В. Применение деловых игр при разработке управленческих технологий / ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2007. 173
Выходные данные: Комаров В. Ф., Алоян Г. Н. Управленческие технологии как способ совершенствования менеджмента. Мир экономики и управления. 2017. Т.17, № 3. C. 158–169. DOI: 10.25205/2542-0429-2017-17-3-158-169