Модернизация экономики и креативный класс

Мостовая Елена Борисовна
1. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
3304146@mail.ru
Афанасьева Юлия Александровна
1. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
afanasye8a@mail.ru
Шумилова Светлана Игоревна
1. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
svetlana.shumilova1410@gmail.com
Материал поступил в редколлегию 17/07/2017
Аннотация
Рассматриваются понятие модернизации и ее стадии, предложенные Центром исследования модернизации Китайской Академии наук под руководством профессора Хэ Чуаньци и впоследствии адаптированные к российским реалиям Институтом философии РАН под руководством Н. И. Лапина, а также уровень и неоднородность модернизированности регионов России. Авторы объясняют наличие связи между уровнем развития вторичной модернизации и такой характеристикой человеческого капитала населения, как креативность, предлагают определение субъекта вторичной модернизации, представляющего собой креативный класс, и обоснование применимости индекса креативности для уточнения параметров вторичной модернизации. Отмечается важность регионального контекста исследования процесса модернизации в России, с учетом исторически сложившейся асимметрии размещения на ее пространстве природных, социально-экономических и культурных факторов.

Ключевые слова
модернизация, креативный класс, индекс развития человеческого потенциала, ИРЧП, индекс креативности



Список источников
  1. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001–2010) / Пер. с англ., под ред.Н. И. Лапина. М.: Весь мир, 2011. 253 с.
  2. Лапин Н. И. Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы. М.: Весь мир, 2016. 360 с.
  3. Брюс Д. Хендерсен. Продуктовый портфель // Бостонская консалтинговая группа BCG Review: Дайджест. М.: Бостонская консалтинговая группа, 2008. Вып. 02. С. 7–8.
  4. Дубина И. Н. К вопросу о соотношении понятий «креативная экономика», «инновационная экономика» и «экономика знаний» // Креативная экономика. 2009. № 6. С. 109–117.
  5. Florida R. The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent. HarperBusiness, HarperCollins, 2005. 421 p.
  6. Мостовая Е. Б. Креативный класс - субъект вторичной модернизации социума // Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14, № 4. С. 117–131.
  7. Мостовая Е. Б. Модернизация региональной экономики: социокультурный ракурс // Вестн. Омск. ун-та. Серия «Экономика». 2015. № 1. 119 с.
  8. Пилясов А., Колесникова О. Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ // Вопросы экономики. 2008. № 9. С. 50–69.
  9. Шафранская И. Н. Конкурентоспособность российских регионов через призму креативности, или еще об одном рейтинге регионов // Конкурентоспособный регион: концепциакторы: Сб. ст. Пермь, 2012. С. 56–72.
Выходные данные: Мостовая Е. Б., Афанасьева Ю. А., Шумилова С. И. Модернизация экономики и креативный класс. Мир экономики и управления. 2017. Т. 17, № 4. C. 179–189. DOI: 10.25205/2542-0429-2017-17-4-179-189