Инклюзивное высшее образование как часть жизненной траектории: опыт выпускников НГУ, имеющих инвалидность

Богомолова Татьяна Юрьевна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
bogtan@rambler.ru
Коржук Софья Владимировна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
k-sofya-w@yandex.ru
Материал поступил в редколлегию 01/09/2017
Аннотация
Повышение степени «дружелюбия» системы образования в отношении индивидов с инвалидностью (людей с ограниченными возможностями здоровья), особенно развитие инклюзивного образования, – это относительно недавно сформировавшийся гуманистический тренд, который задали наиболее экономически развитые общества и в который ответственно встраивается последние два десятилетия наша страна. В статье обобщены результаты проведенного в 2017 г. опроса выпускников НГУ, имеющих инвалидность. Исследование было нацелено на описание того, как получение высшего образования способствует освоению социального и физического пространства индивидами с инвалидностью, то есть обеспечивает социальную инклюзию.

Ключевые слова
инклюзивное образование, социальная инклюзия, индивиды с инвалидностью, НГУ



Список источников
  1. Воеводина Е. В., Горина Е. Е. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор социальной адаптации к условиям вуза // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2013. № 373. С. 60–65.
  2. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Зайцев Д. В., Наберушкина Э. К. Политика в сфере высшего образования инвалидов // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2, № 1. С. 91–115.
  3. Мартынова Е. А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов // Вестн. ЮурГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2013. Т. 5, № 1. С. 83–87.
  4. Чадова Т. А. Профессиональное образование инвалидов в Москве: возможности и барьеры // Социологические исследования. 2013. № 9. С. 69–79.
  5. Yssel N., Pak N., Beilke J. A Door Must Be Opened: Perceptions of Students with Disabilities in Higher Education // International Journal of Disability, Development and Education. 2016. Vol. 63, № 3. P. 384–394.
  6. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 44–55.
  7. Худоренко Е. А. Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования и инклюзии // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 65–70.
  8. Зайцев Д. В., Наберушкина Э. К., Печенкин В. В. Дополнительное образование в контексте социальной мобильности людей с инвалидностью // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6, № 1. С. 53–70.
  9. Мельникова О. О., Рыкун А. Ю., Южанинов К. М. Дополнительное образование для инвалидов в Томске: условия и возможности реализации // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6, № 1. С. 89–106.
  10. Наберушкина Э. К., Дороднова М. А. Кому удобны российские города? // Регионология. 2012. № 2 (79). С. 140–148.
Выходные данные: Богомолова Т.Ю., Коржук С. В. Инклюзивное высшее образование как часть жизненной траектории: опыт выпускников НГУ, имеющих инвалидность. Мир экономики и управления. 2017. Т. 17, № 4. C. 201–214. DOI: 10.25205/2542-0429-2017-17-4-201-214