Повышение эффективности развития отраслей предпринимательства европейского севера России

Заргарян Аршак Месропович
1. Череповецкий государственный университет
arshakz@inbox.ru
Материал поступил в редколлегию 27/01/2018
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам повышения эффективности развития отраслей предпринимательства. Исследование проведено на примере субъектов предпринимательства, функционирующих на территории Европейского Севера России. Главной целью исследования является повышение эффективности приоритетных отраслей предпринимательства Европейского Севера России. При помощи системного и процессного методов установлено, что в деятельности субъектов предпринимательства отсутствуют элементы стратегического управления. В большинстве отраслей предпринимательства Европейского Севера России оперативные решения не обеспечивают конкурентоспособность бизнеса в долгосрочной перспективе. Кроме того, в государственном регулировании отсутствует региональная стратегия развития предпринимательского сектора. Подтверждена гипотеза относительно того, что предпринимательские структуры не осуществляют затраты на реализацию стратегических программ развития. Именно по этой причине деятельность субъектов предпринимательства носит непредсказуемый характер, возможности расширения бизнеса используются с низкой эффективностью. Обосновано внедрение комплекса стратегических решений для субъектов малого и среднего предпринимательства. Предложен механизм разработки региональной стратегии развития предпринимательского сектора. При помощи реализации рыночных инструментов планирования предложен вариант долгосрочного управления отраслевыми рисками. Результаты исследования могут представлять интерес как для отраслей предпринимательства Европейского Севера России, не применяющих элементы долгосрочного планирования, так и для органов региональной власти.

Ключевые слова:
малое и среднее предпринимательство, инвестиции, государственная поддержка, стратегическое управление, Европейский Север России, эффективность отраслей, отраслевые риски



Список источников:
  1.  Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. Вып. 1: Предприниматель и предпринимательство.
  2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (подарочное издание). М.: Ламартис, 2014. 776 c.
  3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
  4. Савченко В. Е. Современное предпринимательство. Экономические и организационные основы. Проблемы формирования и регулирования. М.: Экономика, 1997. 223 с.
  5. Дятченко Л. Я., Ляшенко В. И., Павлов К. В. Малое предпринимательство в странах СНГ. М.: Магистр, 2007. 508 с.
  6. Организация предпринимательской деятельности: Учебник / А. И. Базилевич, Л. В. Бобков, Л. В. Бесфамильная и др.; под. ред. В. Я. Горфинкеля. М.: Проспект, 2013. 544 с.
  7. Попов С. А. Конкурентоспособная стратегия на основе корневых компетенций // Экономические стратегии. 2011. № 11. С. 70–79.
  8. Веснин В. Р. Стратегическое управление: Учебник. М.: Проспект, 2014. 328 с.
  9. Audretsch D., Horst R., Kwaak T. First section of the annual report on EU small and mediumsized enterprises. EIM Business Policy Research, 2009. 12 January.
  10. Kraus Sascha, Kauranen Ilkka. Strategic management and entrepreneurship: Friends or foes? // Int. Journal of Business Science and Applied Management. 2009. Vol. 4, iss. 1.
  11. Obloj Tomasz, Obloj Krzysztof, Pratt Michael G. «Dominant logic and entrepreneurship firms» performance in a transition economy: An article from: Entrepreneurship: Theory and Practice, article. Publisher: Baylor University, 2010. 1 February.
  12. Аакер Д. А. Бизнес-стратегия: от изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений: Пер. с англ. М.: Эксмо, 2007. 464 с. (Библиотека эксперта).
  13. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002. 352 с.
  14. Фридман М. Если бы деньги заговорили. М.: Дело, 2008.
  15. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  16. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. 765 с.
  17. Вихорева О. М. Стимулирование малого предпринимательства: анализ зарубежного и российского опыта: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2000.
  18. Кабир М. Е. Государственная и общественная поддержка малого предпринимательства (международный опыт): Дис. … канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2003.Че
  19. рнышева Ю. Г. Государственная поддержка малого предпринимательства в контексте экономических противоречий (теория и практика): Дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. Ростов н/Д, 2009.
  20. Lerner J. Boulevard of Broken Dreams: Why Public Efforts to Boost Entrepreneurship and Venture Capital Have Failed – and What to Do About it. Princeton Uni. Press, 2009.
  21. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. пособие. М.: Консалтбанкир, 2002. 704 с.
  22. Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур на основе организационно-экономических нововведений: Монография / Под. ред. В. И. Подлесных. М.: КНОРУС, 2015. 171 с.
  23. Харламова Т. Л. Возможности гармонизации взаимоотношений между предпринимателями и государством // Изв. СПбГЭУ. 2011. № 4. С. 37–41.
  24. Заргарян А. М. Значение элементов государственного регулирования в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе // Череповецкие научные чтения – 2015: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред. К. А. Харахнин. Череповец, 2016. С. 68–70.
  25. Фетисов Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. 416 с.
  26. Заргарян А. М. Методология повышения эффективности государственного регулирования и внутрифирменного управления развитием современного предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 138 с.
  27. Create and implement the best strategy for young business. Business School Publishing Corporation, 2005. 169 p.
  28. Grant R. Contemporary Strategy Analysis. 7th ed. John Wiley and Sons, 2010. 516 p.
  29. Инвестиционная привлекательность регионов – 2017: контуры роста / Рейтинговое агентство «Эксперт РА». М., 2017. 32 с.
  30. Заргарян А. М. Изменения современных стратегических ориентиров компании под влиянием изменчивости факторов внешней среды // Менеджмент и экономика отраслевых организаций: теория, методология и практик: Сб. науч. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф.; Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Л. Ю. Шемятихиной. Екатеринбург, 2014. С. 257–259.
  31. Облой К. Стратегия организации: в поисках устойчивого конкурентного преимущества / Пер. с пол.: А. Н. Вексин, А. М. Атрашкевич, Н. П. Скибская; под ред. Н. Ю. Макаева. Минск: Гревцов Букс, 2013. 384 с.: ил.
  32. HBR’s ten must reads on change management. Harvard Business School Publishing Corporation, 2011. 211 p.
  33. Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
  34. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: Пер. с англ. 12-е изд. М.: ИД «Вильямс», 2006. 928 с.

Выходные данные: Заргарян А.М. Повышение эффективности развития отраслей предпринимательства европейского севера России. Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 2. C. 49–68. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-2-49-68