Функции школьных музеев Новосибирской области: между образованием и культурой

Калашникова Ксения Николаевна
1. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
2. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Kalashnikova345@mail.ru
Новогранова Елена Георгиевна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
a_12345_82@mail.ru
Харченко Ирина Игоревна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
kharchen@ieie.nsc.ru
Материал поступил в редколлегию 29/12/2017
Аннотация
Рассматриваются функции школьных музеев, их роль в развитии образовательной среды, а также в формальных и неформальных отношениях в школе. Цель исследования - изучить особенности проявления функций на практике, используя пример школьных музеев Новосибирской области различных профилей. Исследование основывается на представлении о признанных основных функциях школьных музеев: документирующей и образовательно-воспитательной. Были использованы: метод полуформализованного интервью с руководителями школьных музеев, анализ документов с сайтов общеобразовательных школ, фотоматериалы, знакомство с экспозициями школьных музеев. В результате показано, что школьный музей - это полифункциональная, многопрофильная структура, которая способна выполнять больший спектр функций, чем представлялось изначально. Были дополнительно обозначены: идеологическая в рамках образовательно-воспитательной, имиджевая, культурно-просветительская, организационно-коммуникативная и профориентационная функции. Показано, что школьные музеи, являясь формой дополнительного образования детей, действуя в нормативном поле учреждений культуры, выполняют функции по развитию общего и дополнительного образования, создают предметную и смысловую основу для воспитательной деятельности, соединяют образовательную и культурную сферы. Выявлены проблемы деятельности школьных музеев: зависимость самого существования музея от энтузиазма его руководителя, проблемы низкого финансирования, нехватки площадей для экспозиций, организационные проблемы (недостаточная информированность руководителей и сотрудников о возможностях участия в конференциях, других мероприятиях, ограничение участия школьников из-за отсутствия транспорта), отсутствие доступа к профессиональной экспертизе экспонатов и др.

Ключевые слова:
школьный музей, функции, образовательная среда, воспитание



Список источников:
  1. Леонов Е. Е. Региональные особенности развития культурно-образовательной деятельности сети школьных музеев г. Новосибирска (2000–2011 гг.) // Омский научный вестник. 2012. № 2 (106). С. 261–263.
  2. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике. М.,2001. 153 с.
  3. Шмуратко Д. В. Нужны ли школьные музеи в современной России? (анализ государственных программ и стратегий) // Преподавание истории в школе. 2015. № 10. С. 42–45.
  4. Потягов А. В. Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив // Вестн. Вят. гос. ун-та. 2012. С. 141–143.
  5. Яхно Ю. Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства.(дата обращения 01.12.2017).
  6. Зайцева М. А., Михайлова Т. Л. Школьный музей как коммуникативное пространство формирования патриотизма // Оборонно-промышленный комплекс России: исторический опыт и современные стратегии: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2016. С. 105–109.
  7. Егорова Т. Г. Образовательная среда как педагогический феномен // Вестн. Шадринского гос. пед. ин-та. 2013. № 2 (18).
  8. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. 496 c.
  9. Туманов В. Е. Школьный музей: Метод. пособие. 2-е изд., испр. М., 2003. 154 с.
  10. Макеева И. А. Школьный музей: история и перспективы развития // Педагогика: традиции и инновации: Материалы II Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2012.

Выходные данные: Калашникова К.Н., Новогранова Е.Г., Харченко И.И. Функции школьных музеев Новосибирской области: между образованием и культурой . Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 2. C. 153–167. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-2-153-167