Возможности внедрения принципа НДТ в российскую практику экологической политики

Бурматова Ольга Петровна
1. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
2. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
burmatova@ngs.ru
Материал поступил в редколлегию 15/07/2018
Аннотация
Дается краткая характеристика сложившейся в России системы экологических стандартов с выявлением ее слабых сторон, к числу которых можно отнести прежде всего излишнюю жесткость существующих экологических нормативов, в основе которых лежат санитарно-гигиенические показатели; слишком большое число регулируемых веществ; возможность некорректного предоставления информации о загрязнении предприятиями; отсутствие дифференциации системы экологических нормативов по территории с учетом особенностей каждого конкретного региона; игнорирование совокупного воздействия всех предприятий на окружающую среду и их экологической совместимости на той или иной территории и др. Раскрыта сущность принципа наилучших доступных технологий на примере опыта стран Европейского Союза. Показаны возможности и ограничения для внедрения принципа наилучших доступных технологий (НДТ) в условиях России (предполагается к введению с 01.01.2019). Приведены аргументы, и сделан вывод о неготовности экономики страны к переходу на новую систему нормирования в обозначенные сроки.

Ключевые слова
экологический стандарт, принцип технологического нормирования, комплексное экологическое разрешение, справочник по наилучшим доступным технологиям, природоохранное мероприятие, экологический мониторинг
  


Список источников:
  1. Боравская Т. В. Социально-экологическая  ответственность  бизнеса.   
  2. Максименко Ю. Л., Горкина И. Д. Проблемы получения комплексного экологического разрешения // Экология производства. 2017. № 12. С. 46–51.
  3. Наилучшие доступные технологии: опыт и перспективы / Е. Б. Королева, О. Н. Жигилей, А. М. Кряжев, О. И. Сергиенко, Т. В. Сокорнова. СПб., 2011. 123 с. 
  4. Сорокин Н. Д. Нормирование выбросов: куда мы пришли и что за горизонтом? // Экология производства. 2018. № 2. С. 34–40. 
  5. Справочник по управлению в области охраны окружающей среды: проблемы, законы, инструменты,  институты.  Серия «Экологическое  управление». ПРООН  и  РБЕС / Под  ред. А. Штайнера,  Г. Мартонаковой,  С.  Гузиовой.  Братислава:  Региональное  бюро ПРООН  для стран Европы и Содружества Независимых Государств, 2003. 381 с. 
  6. Белокрылова Е. А., Уаге М. Б. Наилучшие доступные технологии в экологическом праве Российской Федерации: Проблемы и перспективы. // Вестн. Удмурт. ун-та:  экономика и право. 2014. Т. 24, вып. 4. С. 119–123. 
  7. Веселова К. А. Наилучшие доступные технологии: реализация комплексного подхода // Экология производства. 2010. № 12. С. 88–90. 
  8. Ребрик  И. И.  Возможные  риски  и  ожидаемые  механизмы  стимулирования  бизнеса  к переходу на НДТ. 
  9. Аганбегян  А. Г.  Почему  экономика  России  топчется  на  месте? //  Проблемы  теории  и практики управления. 2018. № 3. С. 11–26. 
  10. Бегак М. В., Гусева Т. В. Проблемы проведения  экологической  реформы  в России // Водное хозяйство России: проблемы, технологии, управление. 2015. № 5. С. 70–78. 
  11. Бурматова О. П. Экологизация производства в свете инновационного развития // Регион: экономика и социология. 2012. № 4. С. 257–277. 
  12. Гусева  Т. В.,  Бегак  М. В.,  Молчанова  Я. П.,  Миронов  А. В.  Наилучшие  доступные  технологии  как  инструмент  промышленной  и  экологической  политики //  Вестн.  РХТУ  им. Д. И. Менделеева. Гуманитарные и  социально-экономические исследования. 2015. Т. 2, № 6. С. 64–78. 
  13. Редникова  Т. В. Понятие «наилучшая  существующая  технология»  в  праве  зарубежных стран // Экологическое право. 2009. № 4. С. 25–28. 
  14. Бурматова О. П. Модернизация инструментов  экологической политики и проблемы их внедрения // Регион: экономика и социология. 2011. № 3. С. 170–194. 
  15. Tebert Christian.  Industrial Emission and Best Available Techniques (BAT)
Выходные данные: Бурматова О.П. Возможности внедрения принципа НДТ в российскую практику экологической политики . Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 3. C. 29–41. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-3-29-41