Отличительные черты результатов исследования основных моделей догоняющего развития

Плужников Никита Святославович
1. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
nikita.pluzhnikov@bk.ru
Материал поступил в редколлегию 28/02/2018
Аннотация 
В  современном  мире  превалирующее  количество  стран  относится  к  развивающимся. Для того чтобы догнать развитые страны, необходима реализация определенных моделей развития, которые обеспечат ускоренный экономический рост. Подобные модели, успешно реализованные некоторыми развивающими странами, имеют ряд отличительных черт, которые исследуются в данной статье. Анализируются три модели развития для стран догоняющего типа: японская, южнокорейская, китайская. Для каждой из этих моделей специфицируются  ее  особенности,  которые  сопоставляются  для  всех  моделей  с  учетом  фактора  времени,  а  также  развития мировой  экономики,  в  особенности  в  контексте  информационного общества,  значимости технических и маркетинговых инноваций, международных  отношений.  В  результате  проведенного  исследования  формируется  перечень отличительных черт эффективных моделей развития стран догоняющего типа. Эти черты 
должны  быть  присущи  всем  моделям  развития  стран  данного  типа,  чтобы  их  развитие происходило эффективно, а разрыв с развитыми странами интенсивно сокращался. В результате  проведенного  исследования  сформирован  перечень  отличительных  черт  современной модели развития  стран догоняющего  типа. Модель развития  стран догоняющего типа  существенно  зависит  от  времени  совершения  ими  соответствующего  скачка,  она должна  учитывать  актуальное  состояние  мировых  рынков  и  типов  конкуренции  на  них  в конкретный момент времени. Импорт технологий, оборудования и квалифицированных кадров не обеспечит технологический скачок, для этого необходимо, чтобы компания стала значимым игроком на мировом рынке в заданной отрасли при условии высокой рентабельности  бизнеса.  Странам  догоняющего  типа  развития  необходимо  сосредоточиться  на нескольких ключевых отраслях производства, которые развиваются достаточно предсказуемым образом, для включения в процесс создания инноваций.  
 
Ключевые слова 
страны  догоняющего  типа  развития,  модель  развития,  Япония,  Южная  Корея,  Китай, стратегия развития, инвестиции, инновации 



  Список источников:
  1. Uemura H., Tahara S. The transformation of growth regime and de-industrialization in Japan// Revue de la régulation. Capitalisme, institutions, pouvoirs. 2014. № 15. 
  2. Peneder M., Streicher G. De-industrialization and comparative advantage in the global value chain // Economic Systems Research. 2017. P. 1–20. 
  3. Koo H. et al. De-industrialization and the Changes in Occupational Structure in Three East Asian Cities // Development and Society. 2016. Vol. 45. № 3. P. 439. 
  4. Fleckenstein T., Lee S. C. Democratization, post-industrialization, and East Asian welfare capitalism: the politics of welfare state reform in Japan, South Korea, and Taiwan // Journal of International and Comparative Social Policy. 2017. Vol. 33. № 1. P. 36–54. 
  5. Lee K. How can Korea be a role model for catch-up development? A ‘capability-based’ view // Achieving Development Success: Strategies and Lessons from the Developing World. 2013.  Vol. 25. № 34. P. 1–24. 
  6. Krugman P. The Conscience of a Liberal. New-York: W. W. Norton & Company; Reprint edition. 2009. 352 p
  7. Mathews J. A. Catch-up strategies and the latecomer effect in industrial development // New political economy. 2006. Vol. 11. № 3. P. 313–335.
  8. Mathews J. A. Competitive advantages of the latecomer firm: A resource-based account of industrial catch-up strategies // Asia Pacific journal of management. 2002. Vol. 19. № 4. P. 467–488. 
  9. Lee K., Lim C., Song W. Emerging digital technology as a window of opportunity and technological leapfrogging: catch-up in digital TV by the Korean firms // International Journal of Technology Management. 2005. Vol. 29. № 1–2. P. 40–63. 
  10. Asongu S. A. Knowledge economy gaps, policy syndromes, and catch-up strategies: Fresh South Korean lessons to Africa // Journal of the Knowledge Economy. 2017. Vol. 8. № 1. P. 211–253. 
  11. Mazzoleni R., Nelson R. R. Public research institutions and economic catch-up // Research policy. 2007. Vol. 36. № 10. P. 1512–1528. 
  12. Mu Q., Lee K. Knowledge diffusion, market segmentation and technological catch-up: The case of the telecommunication industry in China // Research policy. 2005. Vol. 34. № 6. P. 759–783. 
  13. Kelly Garrett R. Protest in an information society: A review of literature on social movements and new ICTs // Information, communication & society. 2006. Vol. 9. № 2. P. 202–224. 
  14. Malhotra S., Mangrulkar S. Branding in the last of the unsaturated markets // Design Management Review. 2001. Vol. 12. № 4. P. 53–58. 
  15. Shih C. C., Lin T. M. Y., Luarn P. Fan-centric social media: The Xiaomi phenomenon in China // Business Horizons. 2014. Vol. 57. № 3. P. 349–358.
  16. Li F., Lin H. C., Liu Y. Dynamic evolution of China advanced manufacturing model in global view-a case study based on Huawei company  // Journal of Northeastern University (Social Science). 2011. Vol. 13. № 2. P. 118–124. 
  17. Bell M., Pavitt K. Technological accumulation and industrial growth: contrasts between developed and developing countries // Technology, globalisation and economic performance. 1997. Vol. 83137. P. 83–137. 
  18. Liu X. China's catch-up and innovation model in IT industry // International Journal of Technology Management. 2010. Vol. 51. № 2–4. P. 194–216. 
  19. Xie W., White S. From imitation to creation: the critical yet uncertain transition for Chinese firms // Journal of Technology Management in China. 2006. Vol. 1. №. 3. P. 229–242. 
  20. Chen J., Qu W. G. A new technological learning in China // Technovation. 2003. Vol. 23. № 11. P. 861–867. 

 
Выходные данные: Плужников Н. С. Отличительные черты результатов исследования основных моделей догоняющего развития . Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 3. C. 117–125. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-3-117-125