- Мир экономики и управления
- Архив
- 2018
- №4
- Микроэкономический анализ: методы и результаты
Моделирование динамики потребления хлеба и хлебобулочных изделий в РФ: факторы, ее определяющие
Соколов Александр Витальевич
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
alsokolov@ieie.nsc.ru
Воронова Ольга Андреевна
1. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Материал поступил в редколлегию 24/09/2018
Аннотация
Анализируется динамика основных показателей рынка хлеба и хлебобулочных изделий РФ в нулевых – десятых годах XXI века. Среди факторов, определяющих объем потребления хлеба и хлебобулочных изделий, значимым является цена товара; потребление хлеба подчиняется закону спроса – снижается с ростом его относительной цены (относительно цен продовольственных товаров в среднем), спрос является неэластичным. Данная характеристика получена при анализе рынка как на уровне экономики страны в целом, так и на уровне отдельного крупного хлебокомбината. Динамика изменения доходов потребителей является незначимым фактором в регрессионном уравнении: спрос на хлеб и хлебобулочные изделия близок к абсолютно неэластичному по доходу. Дифференциация в величине дохода между разными группами потребителей определяет различия в потребительских предпочтениях широко диверсифицированного ассортимента выпускаемой продукции. При этом по результатам расчетов моделей панельных данных для крупного хлебокомбината сделан вывод о том, что степень влияния изменения цены хлеба на объемы продаж качественно не различается для отдельных видов выпускаемой продукции – таким образом, дифференциация доходов потребителей не приводит к различиям в реакции их спроса на изменение цены. Динамика цены на хлеб и хлебобулочные изделия определяется динамикой цены муки, при этом цена сырья более волатильна; цена хлеба по цене муки малоэластична.Ключевые слова
обрабатывающие производства, пищевая промышленность, рынок хлеба и хлебобулочных изделий, эконометрические модели
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках государственного задания по плану НИР ИЭОПП СО РАН проект XI.172.1.1. «Интеграция и взаимодействие отраслевых систем и рынков в России и ее восточных регионах: ограничения и новые возможности» АААА-А17-117022250132-2
Список источников
- Лунин В. Мировые и российские тренды хлебопечения // Хлебопродукты. 2014. № 11. С. 4–6.
- Кочергина В. Д. Реализация государственной политики в сфере рынка хлеба и хлебобулочных изделий как сегмента потребительского рынка орловской области // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2012. № 6. С. 72–76.
- Шульгина Л. В., Распопова А. П. Мониторинг российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий // ФЭС: Финансы. Экономика. 2009. № 1. С. 24–29.
- Алфёров А. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий: реалии, перспективы, тенденции развития // Хлебопродукты. 2009. № 2. С. 60–61; № 3. С. 56–57; № 4. С. 65.
- Усенко Н. И., Отмахова Ю. С., Позняковский В. М. Структурные и качественные трансформации на рынке хлеба (анализ современного состояния и проблем развития) // ЭКО. 2016. № 1. С. 108–124.
- Калинин Н. Н. Разработка экономико-статистического механизма селективной региональной политики на рынке хлеба и хлебобулочной продукции // Учет и статистика. 2015. № 2 (38). С. 71–79.
- Аслаева Л. Х., Бакиева А. М. Исследование конкурентной среды рынка хлеба и хлебобулочных изделий // Вестн. Башкир. гос. аграр. ун-та. 2013. № 1 (25). С. 119–121.
- Корзун Л. Н., Парушина Н. В. Интеграционно-коммуникационная концепция взаимодействия структурных элементов хлебопекарного объединения в системе эффективного развития промышленного производства // Фундаментальные исследования. 2016. № 1-1. С. 157–164.
- Дерканосова Н. М., Шуршикова Г. В. Применение методов многомерного статистического анализа для оценки потребительских свойств хлебобулочных изделий // Изв. высших учебных заведений. Пищевая технология. 2012. № 4 (328). С. 23–26.
- Skořepa L., Pícha K. Factors of purchase of bread – prospect to regain the market share? Acta Universitatis Agriculturae et Silviculturae Mendelianae Brunensis, 2016, vol. 64, no. 3, p. 1067–1072.
Выходные данные: Соколов А. В., Воронова О. А. Моделирование динамики потребления хлеба и хлебобулочных изделий в РФ: факторы, ее определяющие. Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 4. C. 55–68. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-4-55-68