Моделирование динамики потребления хлеба и хлебобулочных изделий в РФ: факторы, ее определяющие

Соколов Александр Витальевич
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
alsokolov@ieie.nsc.ru
Воронова Ольга Андреевна
1. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Материал поступил в редколлегию 24/09/2018

Аннотация 

Анализируется динамика основных показателей рынка хлеба и хлебобулочных изделий РФ в нулевых – десятых  годах XXI  века.  Среди  факторов, определяющих  объем  потребления  хлеба  и  хлебобулочных  изделий, значимым является цена товара; потребление хлеба подчиняется закону спроса – снижается с ростом его относительной цены (относительно цен продовольственных товаров в среднем), спрос является неэластичным. Данная характеристика получена при анализе рынка как на уровне экономики страны в целом, так и на уровне отдельного крупного хлебокомбината. Динамика изменения доходов потребителей является незначимым фактором в регрессионном уравнении: спрос на хлеб и хлебобулочные изделия близок к абсолютно неэластичному по доходу. Дифференциация в величине дохода между разными группами потребителей определяет различия в потребительских предпочтениях широко диверсифицированного ассортимента выпускаемой продукции. При  этом по  результатам  расчетов моделей панельных  данных  для  крупного  хлебокомбината  сделан  вывод о том, что степень влияния изменения цены хлеба на объемы продаж качественно не различается для отдельных видов выпускаемой продукции – таким образом, дифференциация доходов потребителей не приводит к различиям в реакции их спроса на изменение цены. Динамика цены на хлеб и хлебобулочные изделия определяется динамикой цены муки, при этом цена сырья более волатильна; цена хлеба по цене муки малоэластична. 

Ключевые слова 
обрабатывающие производства, пищевая промышленность, рынок хлеба и хлебобулочных изделий, эконометрические модели 

Источник финансирования  
Статья подготовлена в рамках государственного задания по плану НИР ИЭОПП СО РАН проект XI.172.1.1. «Интеграция и взаимодействие отраслевых систем и рынков в России и ее восточных регионах: ограничения и новые возможности» АААА-А17-117022250132-2 



Список источников
  1. Лунин В. Мировые и российские  тренды хлебопечения // Хлебопродукты. 2014. № 11. С. 4–6. 
  2. Кочергина В. Д. Реализация государственной политики в сфере рынка хлеба и хлебобулочных изделий как сегмента потребительского рынка орловской области // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2012. № 6. С. 72–76. 
  3. Шульгина Л. В., Распопова А. П. Мониторинг российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий // ФЭС: Финансы. Экономика. 2009. № 1. С. 24–29. 
  4. Алфёров А.  Рынок  хлеба  и  хлебобулочных  изделий:  реалии,  перспективы,  тенденции развития // Хлебопродукты. 2009. № 2. С. 60–61; № 3. С. 56–57; № 4. С. 65. 
  5. Усенко  Н. И.,  Отмахова Ю. С.,  Позняковский  В. М.  Структурные  и  качественные трансформации на рынке хлеба (анализ современного состояния и проблем развития) // ЭКО. 2016. № 1. С. 108–124. 
  6. Калинин Н. Н.  Разработка  экономико-статистического  механизма  селективной  региональной  политики  на  рынке  хлеба  и  хлебобулочной  продукции //  Учет  и  статистика. 2015. № 2 (38). С. 71–79. 
  7. Аслаева Л. Х., Бакиева А. М. Исследование конкурентной среды рынка хлеба и хлебобулочных изделий // Вестн. Башкир. гос. аграр. ун-та. 2013. № 1 (25). С. 119–121. 
  8. Корзун Л. Н., Парушина Н. В. Интеграционно-коммуникационная  концепция  взаимодействия структурных элементов хлебопекарного объединения в системе эффективного развития промышленного производства // Фундаментальные исследования. 2016. № 1-1. С. 157–164. 
  9. Дерканосова Н. М., Шуршикова Г. В. Применение методов многомерного статистического анализа для оценки потребительских свойств хлебобулочных изделий // Изв. высших учебных заведений. Пищевая технология. 2012. № 4 (328). С. 23–26. 
  10. Skořepa L., Pícha K. Factors of purchase of bread – prospect to regain the market share? Acta Universitatis Agriculturae et Silviculturae Mendelianae Brunensis, 2016, vol. 64, no. 3,  p. 1067–1072.

Выходные данные: Соколов А. В., Воронова О. А. Моделирование динамики потребления хлеба и хлебобулочных изделий в РФ: факторы, ее определяющие. Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 4. C. 55–68. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-4-55-68