- Мир экономики и управления
- Архив
- 2018
- №4
- Микроэкономический анализ: методы и результаты
Оценка внедрения нормативно-подушевого финансирования на примере учреждений образования
Материал поступил в редколлегию 13/06/2018
Аннотация
Нормативно-подушевое финансирование как инструмент финансового планирования и финансового обеспечения образовательных учреждений направлено на повышение качества образования, повышение заинтересованности в достижении запланированных показателей через стимулирование оплаты труда. Межрегиональное сравнение показателей, факторный анализ дали возможность оценить экономические и социальные последствия внедрения нормативно-подушевого финансирования учреждений.В статье представлены результаты анализа показателей оценки эффективности расходов на муниципальную систему общего образования при нормативно-подушевом финансировании в форме субвенций в 2014–2017 гг. на примере двух субъектов Российской Федерации – Иркутской области и Забайкальского края. Исследование выявило ряд объективных причин различия, основой которых является разный уровень социально-экономического развития территорий. Но выявлены и общие моменты: происходит сокращение численности педагогических работников в рассматриваемых субъектах при росте численности обучающихся. Рост заработной платы привязан к среднерегиональной оплате и может существенно различаться по территориям, что ставит в неравные финансовые условия педагогических работников. Сделан вывод о том, что финансовая экономия достигается за счет интенсификации труда педагогических работников в рассматриваемых субъектах, что может привести к ухудшению качества образования в будущем. В статье предлагается совершенствовать действующую систему межбюджетных отношений как на региональном, так и на федеральном уровне, с тем чтобы были созданы равные возможности получения качественного образования для обучающихся и достойной оплаты труда педагогических работников независимо от места проживания. При этом необходимо учесть индивидуальные особенности регионов.
Ключевые слова
нормативно-подушевое финансирование, субвенция, межбюджетные отношения, учреждения образования, особенности регионов
Список литературы:
- Орлова Е. В., Земзерова Е. В. Современное состояние и особенности бюджетного финансирования социальной сферы // Материалы международной научно-практической конференции «Аюшиевские чтения. Финансово-кредитная система: опыт, проблемы, инновации», 75-й ежегодной научной конференции профессорско-преподавательского состава и докторантов, 27-й научной конференции аспирантов и 77-й научной конференции студентов и магистрантов (секция финансово-экономического факультета). Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. Т. 2. С. 74–83.
- Сорокина Т. В. Финансовое обеспечение социально значимого бюджетного сектора субъекта Российской Федерации // Изв. Иркут. гос. экон. академии (БГУЭП). 2013. № 1.
- Файберг Т. В. Оценка динамики социально значимых расходов Иркутской области и факторы, ее определяющие // Изв. Иркут. гос. экон. академии. 2014. № 5 (97).
- Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Винарик В. А., Деркачев П. В., Меркулов М. В., Славин С. С., Филатова Л. М. Анализ нормативного подушевого финансирования общего образования в субъектах Российской Федерации / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 64 с. (Современная аналитика образования. № 6).
- Деркачев П. В. Межрегиональные различия в решении задачи повышения заработной платы педагогических работников // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 128–147.
- Коокуева В. В. Финансирование образования в Российской Федерации и в зарубежных странах // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 4 (142). С. 46–55.
- Общее образование: мониторинг эффективности / Под ред. Е. М. Авраамовой, Г. С. Токаревой. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2015. 470 с. (Мониторинг. Образование. Кадры).
- Тараканов В. В., Кизатова Н. А. Финансовое обеспечение индивидуальных траекторий обучения // Финансы. 2015. № 11. С. 52–55.
- Южакова Т. А., Каракчиева И. В. Финансирование системы образования России (динамика расходов на образование: российский и международный опыт // Наука, техника и образование. 2015. № 2 (8). С. 87–93.
- Варламов Б. А., Аввакумова А. Д. Анализ подходов к финансированию системы образования за рубежом // Фундаментальные исследования. 2015. № 6-1. С. 99–102.
- Verstegen D. A. Financing the New Adequacy: Towards New Models of State Education Finance Systems That Support Standards Based Reform. Journal of Education Finance, Winter 2002, vol. 27, no. 3, p. 749–781.
- Волкова Н. С., Еремина О. Ю. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности // Журнал российского права. 2016. № 9.
- Самаруха В. И. Развитие местного самоуправления // Сибирская финансовая школа. 2012. № 4 (93). С. 22–28.
- Соколова Л. Г., Михайлова А. М. Механизм взаимодействия региональной и муниципальной власти при решении вопросов социального развития // Изв. Иркут. гос. экон. академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). 2011. № 5.
- Хохлова Н. С., Ружникова А. С. Оценка влияния перераспределения полномочий по обеспечению дошкольного образования на региональные и местные бюджеты в Сибирском федеральном округе // Изв. Иркут. гос. экон. академии. 2014. № 6 (98). С. 15–24.
Выходные данные: Содномова С.К. Оценка внедрения нормативно-подушевого финансирования на примере учреждений образования. Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 4. C. 101–111. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-4-101-111