Оценка внедрения нормативно-подушевого финансирования на примере учреждений образования

Содномова Светлана Константиновна
1. Байкальский государственный университет
sodnomovask@mail.ru
Материал поступил в редколлегию 13/06/2018

Аннотация 

Нормативно-подушевое финансирование  как инструмент финансового планирования и финансового обеспечения образовательных учреждений направлено на повышение качества образования, повышение заинтересованности в достижении запланированных показателей через стимулирование оплаты труда. Межрегиональное сравнение показателей, факторный анализ дали возможность оценить экономические и социальные последствия внедрения нормативно-подушевого финансирования учреждений. 
В статье представлены результаты анализа показателей оценки  эффективности расходов на муниципальную систему  общего  образования  при  нормативно-подушевом  финансировании  в  форме  субвенций  в 2014–2017 гг. на примере двух субъектов Российской Федерации – Иркутской области и Забайкальского края. Исследование выявило ряд объективных причин различия, основой которых является разный уровень социально-экономического развития территорий. Но выявлены и общие моменты: происходит сокращение численности педагогических  работников  в  рассматриваемых  субъектах  при  росте  численности  обучающихся.  Рост  заработной платы привязан к среднерегиональной оплате и может существенно различаться по территориям, что ставит в неравные финансовые условия педагогических работников. Сделан вывод о том, что финансовая экономия достигается за счет интенсификации труда педагогических работников в рассматриваемых субъектах, что может привести к ухудшению качества образования в будущем.  В  статье  предлагается  совершенствовать  действующую  систему  межбюджетных  отношений  как  на  региональном, так и на федеральном уровне, с тем чтобы были созданы равные возможности получения качественного  образования  для  обучающихся  и  достойной  оплаты  труда  педагогических  работников  независимо  от места проживания. При этом необходимо учесть индивидуальные особенности регионов. 

Ключевые слова 
нормативно-подушевое  финансирование,  субвенция,  межбюджетные  отношения,  учреждения  образования, особенности регионов 



Список литературы:
  1. Орлова Е. В., Земзерова Е. В. Современное состояние и особенности бюджетного финансирования  социальной  сферы //  Материалы  международной  научно-практической конференции «Аюшиевские  чтения.  Финансово-кредитная  система:  опыт,  проблемы, инновации», 75-й  ежегодной  научной  конференции  профессорско-преподавательского состава  и  докторантов, 27-й  научной  конференции  аспирантов  и 77-й  научной  конференции  студентов и магистрантов (секция финансово-экономического факультета). Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. Т. 2. С. 74–83. 
  2. Сорокина Т. В.  Финансовое  обеспечение  социально  значимого  бюджетного  сектора субъекта Российской Федерации // Изв. Иркут. гос. экон. академии (БГУЭП). 2013. № 1. 
  3. Файберг Т. В. Оценка  динамики  социально  значимых  расходов Иркутской  области  и факторы, ее определяющие // Изв. Иркут. гос. экон. академии. 2014. № 5 (97). 
  4. Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Винарик В. А., Деркачев П. В., Меркулов М. В., Славин С. С., Филатова Л. М. Анализ нормативного подушевого финансирования общего  образования  в  субъектах  Российской Федерации / Национальный  исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 64 с. (Современная аналитика образования. № 6). 
  5. Деркачев П. В. Межрегиональные  различия  в  решении  задачи  повышения  заработной платы педагогических работников // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 128–147. 
  6. Коокуева В. В. Финансирование образования в Российской Федерации и в зарубежных странах // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 4 (142). С. 46–55. 
  7. Общее образование: мониторинг эффективности / Под ред. Е. М. Авраамовой, Г. С. Токаревой. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2015. 470 с. (Мониторинг. Образование. Кадры). 
  8. Тараканов В. В., Кизатова Н. А. Финансовое обеспечение индивидуальных траекторий обучения // Финансы. 2015. № 11. С. 52–55.
  9. Южакова Т. А., Каракчиева И. В. Финансирование системы образования России (динамика расходов на образование: российский и международный опыт // Наука, техника  и образование. 2015. № 2 (8). С. 87–93. 
  10. Варламов Б. А., Аввакумова А. Д. Анализ подходов к финансированию системы образования за рубежом // Фундаментальные исследования. 2015. № 6-1. С. 99–102. 
  11. Verstegen D. A. Financing the New Adequacy: Towards New Models of State Education Finance Systems That Support Standards Based Reform. Journal of Education Finance, Winter 2002, vol. 27, no. 3, p. 749–781. 
  12. Волкова Н. С., Еремина О. Ю. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности // Журнал российского права. 2016. № 9. 
  13. Самаруха  В.  И.  Развитие  местного  самоуправления //  Сибирская  финансовая  школа. 2012. № 4 (93). С. 22–28. 
  14. Соколова Л. Г., Михайлова А. М. Механизм взаимодействия региональной и муниципальной  власти  при  решении  вопросов  социального  развития // Изв. Иркут.  гос.  экон. академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). 2011. № 5. 
  15. Хохлова Н. С., Ружникова А. С. Оценка  влияния  перераспределения  полномочий  по обеспечению дошкольного образования на региональные и местные бюджеты в Сибирском федеральном округе // Изв. Иркут. гос. экон. академии. 2014. № 6 (98). С. 15–24. 
  16.  
Выходные данные: Содномова С.К. Оценка внедрения нормативно-подушевого финансирования на примере учреждений образования. Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 4. C. 101–111. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-4-101-111