Эффекты сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг региона (на примере Сибирского федерального округа)

Рубцова Наталья Владимировна
1. Байкальский государственный университет
runatasha21@yandex.ru
Материал поступил в редколлегию 20/09/2018

Аннотация 

Для принятия обоснованных управленческих решений, направлений и механизмов стимулирования развития  сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг региона в целях повышения эффективности  
ее функционирования необходимо изучение  эффектов,  возникающих  в процессе  сетевых  взаимоотношений.  Вместе с тем имеющиеся к настоящему времени разработки лишь фрагментарно освещают как теоретические,  
так  и  методические  аспекты  эффектов  сетевого  взаимодействия  в  сфере  туристско-рекреационных  услуг  на уровне региона. Исследователи едины во мнении, что эффекты, возникающие в процессе сетевого взаимодействия  субъектов сферы  туристско-рекреационных услуг, достаточно разнообразны и  сочетают в себе несколько  аспектов.  В  работе  рассматриваются  синергетический  и  кумулятивный  эффекты  как  результаты сетевого  взаимодействия  в  сфере  туристско-рекреационных  услуг  региона. Представлена  сравнительная  характеристика синергетического и кумулятивного эффектов. Предложен возможный перечень параметров для  
оценки кумулятивного эффекта. Автором выдвинута гипотеза о наличии взаимосвязи между синергетическим и кумулятивным эффектами сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг региона. Полу- 
ченные  результаты  корреляционного  анализа  подтверждают  положительную  связь  между  синергетическим и кумулятивным эффектами сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг регионов Си- 
бирского федерального округа. 

Ключевые слова 
сфера  туристско-рекреационных услуг, взаимоотношения, сети, синергетический  эффект, кумулятивный  эффект, регион  



Список источников
  1. Оборин М. С., Шерешева М. Ю. Специфика  сетевых  бизнес-моделей  в  туристско-рекреационной сфере // Управленец. 2017. № 4 (68). С. 24–31. 
  2. Рубцова Н. В. Цепочка создания ценности туристского продукта // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 40 (271). С. 46–53.  
  3. Saleh F., Ryan C. Client perceptions of hotels: A multi-attribute approach. Tourism Management, 2001, no. 13 (2), p. 163–168. DOI 10.1016/0261-5177(92)90058-F 
  4. Chadee D. D., Mattsson J. An empirical assessment of customer satisfaction in tourism. The Service Industries Journal, 1996, no. 16 (3), p. 305–320.  
  5. Dorfman P. Measurement and meaning of recreation satisfaction. A case study in camping. Environment and Behavior, 1979, no. 11 (4), p. 483–510. 
  6. Leblanc G. Factors affecting customer evaluation of service quality in travel agencies: An investigation of customer perceptions. Journal of Travel Research, 1992, no. 30 (4), p. 10–16. 
  7. Pizam A., Milman A. Predicting satisfaction among first time visitors to a destination using the expectancy disconfirmation theory.  International Journal of Hospitality Management, 1993, no. 12 (2), p. 197–209. 
  8. Reisinger Y., Turner L. The determination of shopping satisfaction of Japanese tourists visiting Hawaii and the Gold Coast compared.  Journal of Travel Research, 2002, no. 41 (2),  p. 167–176.  
  9. Tham А., Ogulin R., Selen W., Sharma B. From Tourism Supply Chains to Tourism Value Ecology. Journal of New Business Ideas & Trends, 2015, no. 13 (1), p. 1–65.  
  10. Buhalis D. Tourism in Greece: Strategic analysis and challenges. Current Issues in Tourism, 2001, no. 4 (5), p. 440–480. DOI 10.1080/13683500108667898 
  11. Ujma D. The Channel Relationship between Tour Operators and Travel Agents in Britain and Poland. PhD thesis. University of Luton, 2001. 
  12. Pearce D., Schott C. Tourism distribution channels: The visitors’ perspective.  Journal of Travel Research, 2005, no. 44 (1), p. 50–63. DOI 10.1177/0047287505276591 
  13. Grängsjö Y., Gummesson E. Hotel networks and social capital in destination marketing.  International Journal of Service Industry Management, 2006, vol. 17, no. 1, p. 58–75.  DOI 10.1108/09564230610651589 
  14. Zhang X., Song H., Huang G. Tourism supply chain management: A new research agenda. Tourism Management, 2009, no. 30 (3), p. 345–358. DOI 10.1016/j.tourman.2008.12.010 Fundeanu D. Regional effects of tourism cluster expansion.  Revista Tinerilor Economiști, 2017, no. 28, p. 50–65. 
  15. Song H., Liu J., Chen G. Tourism value chain governance: Review and prospects. Journal of Travel Research, 2013, no. 52 (1), p. 15–28. DOI 10.1177/0047287512457264 
  16. Алешин  А. В.  Эффективность  взаимодействия  разномасштабных  субъектов  бизнеса  в регионе: направления и способы оценки // Terra Economicus. 2011. Т. 9, № 4–2. С. 132–136.  
  17. Gibson L., Lynch P., Morrison A. The local destination tourism network: Development  issues.  Tourism and Hospitality Planning and Development, 2005, no. 2 (2), p. 87–99.  DOI 10.1080/14790530500171708 
  18. Christopher M., Payn A., Ballantyne D. Relationship Marketing. Creating Stakeholder Value. Oxford, UK, Butterworth-Heinemann, 2002, 242 p. 
  19. Ravald A., Grönroos C. The value concept and relationship marketing. European Journal of Marketing, 1996, no. 30 (2), р. 19–30. 
  20. Grönroos C. From marketing mix to relationship marketing: towards a paradigm shift in marketing. Management Decision, 1994, no. 32 (2), p. 4–20. 
  21. Grönroos C. Value – driven relational marketing: from products to resources and competences. Journal of Marketing Management, 1997, no. 13 (5), p. 407−419. 
  22. Gummesson E. Relationship marketing – the emperor’s new clothes or a paradigm shift? Marketing and Research Today, 1997, no. 25 (1), p. 53–61. 
  23. Gummesson E. Total Relationship Marketing: Rethinking Marketing Management from 4Ps to 30Rs. Oxford, Butterworth Heinemann, 1999, 264 p. 
  24. Wilson D. T., Jantrania S. Understanding the value of a relationship. In: D. Ford (ed.). Understanding Business Markets: Interaction, Relationships and Networks. 2nd  ed. London, The Dryder Press, 1997, p. 288–304. 
  25. Payne A., Holt S. Diagnosing customer value: integrating the value process and relationship marketing.  British Journal of Management, 2002, no. 12,  р. 159–182. DOI 10.1111/1467-8551.00192 
  26. Wilson D. T. An integrated model of buyer-seller relationships. Journal of Academy of Marketing Science, 1995, no. 23 (4), p. 335–345. 
  27. Багиев Г. Л. Концептуальные основы формирования маркетинга взаимодействия в условиях  развития  рыночных  сетей //  Маркетинг  взаимодействия.  Концепция.  Стратегии. Эффективность. СПб., 2009. C. 11–28.  
  28. Мелентьева Н. И. Маркетинг  взаимодействия  и  коммуникативный  капитал  предприятия // Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность. СПб., 2009. C. 296–327. 
  29. Юлдашева О. У., Городилов В. А. Стратегии взаимодействия с покупателями и оценка их  эффективности //  Маркетинг  взаимодействия  в  инновационной  экономике.  СПб., 2009. C. 112–124. 
  30. Волков С. К. Предпринимательские сети в туризме: анализ зарубежного опыта и рекомендации для отечественного бизнеса // Менеджмент сегодня. 2016. № 01 (91). С. 8–12. 
  31. Самаруха В. И. Концепция  развития  туризма  в Байкальском  регионе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2012. № 3. С. 184–189. 
  32. Санина Л. В. Опыт оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства  в  регионах  России // Baikal Research Journal. 2014. № 3.    
  33. Светник Т. В., Бубаева Т. Ю. Стратегическое управление созданием особой экономической  зоны  туристско-рекреационного  типа  в  Республике  Бурятия // Baikal Research Journal. 2011. № 5.
  34. Чепинога О. А., Солодков М. В., Семенова А. Э. Проблемы функционирования и перспективы развития особых экономических зон в России // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 3. DOI 10.17150/2411-6262.2017.8(3).4 
  35. Чистякова  О. В.  Перспективы  развития  туристско-рекреационной  особой  экономической  зоны «Ворота Байкала» // Изв. Иркутской  государственной  экономической  академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2012. № 3. С. 108–112. 
  36. Scott N., Baggio R., Cooper C. Network analysis and tourism: From theory to practice (aspects of tourism). Clevedon, UK, Channel View Publications, 2008. 
  37. Hilal E. O. The Significance of Networking and Company Size in the Level of Creativeness of Tourism Companies: Antalya Case. European Planning Studies, 2010, vol. 18, no. 8, p. 1247–1266. DOI 10.1080/09654311003791283 
  38. Erkus O. H. The role of local and global networking for tourism forms and clusters: The case of Antalya. Unpublished PhD Thesis of Middle East Technical University (Ankara, Turkey), 2008. 
  39. Halme M. Learning for sustainable development in tourism networks. Business Strategy and the Environment, 2001, no. 10 (2), p. 100–114. DOI 10.1002:bse.278 
  40. Dredge D. Networks, conflict and collaborative communities. Journal of Sustainable Tourism, 2006, no. 14 (6), p. 562–581. DOI 10.2167/jost567.0. 
  41. Dredge D. Policy networks and the local organization of tourism. Tourism Management, 2006, no. 27 (2), p. 269–280. DOI 10.1016/j.tourman.2004.10.003 
  42. Haven-Tang C., Jones E., Webb C. Critical success factors for business tourism destinations: Exploring Cardiff’s national capital city status and shaping its business tourism offer. Journal of Travel and Tourism Marketing, 2007, no. 22 (3/4), p. 109–120. DOI 10.1300/J073v22n0309 
  43. Lemmetyinen A., Go F. The key capabilities required for managing tourism business networks. Tourism Management, 2008, no. 30 (1), p. 31–40
  44. Степанова Т. В. Разработка системно-методического подхода оценки синергетического эффекта в сфере услуг: на примере организаций торговли: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2013. 21 с.  
  45. Ашинов С. А. Учет синергетических эффектов при интеграции в индустрии туризма // Успехи современного естествознания. 2005. № 3. С. 52–53.  
  46. Ускова  Т. В.,  Дубиничева  Л. В., Орлова  В. С.  Социально-экономический  ресурс  туризма. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. 182 с.  
  47. Franks D. M., Brereton D., Moran C. J., Sarker T., Cohen T. Cumulative Impacts –A Good Practice Guide For The Australian Coal Mining Industry. Centre for Social Responsibility in Mining & Centre for Water in the Minerals Industry, Sustainable Minerals Institute, The University of Queensland. Australian Coal Association Research Program. Brisbane, 2010.  
  48. Рубцова Н. В. Методика  оценки  эффективности  взаимоотношений  в цепочке  создания ценности туристского продукта // Изв. Сочинского гос. ун-та. 2014. № 4-1 (32). С. 116–122. 
  49. Рубцова Н. В. Межфирменные отношения в  туризме: результаты исследования компаний Прибайкалья // Вестн. Санкт-Петерб. гос. экон. ун-та (Вестник ИНЖЭКОНа). Серия: Технические науки. 2014. № 8 (75). С. 35–44.  
Выходные данные: Рубцова Н.В. Эффекты сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг региона (на примере Сибирского федерального округа). Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 4. C. 217–232. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-4-217-232