- Мир экономики и управления
- Архив
- 2018
- №4
- Региональная и международная экономика
Эффекты сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг региона (на примере Сибирского федерального округа)
Материал поступил в редколлегию 20/09/2018
Аннотация
Для принятия обоснованных управленческих решений, направлений и механизмов стимулирования развития сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг региона в целях повышения эффективностиее функционирования необходимо изучение эффектов, возникающих в процессе сетевых взаимоотношений. Вместе с тем имеющиеся к настоящему времени разработки лишь фрагментарно освещают как теоретические,
так и методические аспекты эффектов сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг на уровне региона. Исследователи едины во мнении, что эффекты, возникающие в процессе сетевого взаимодействия субъектов сферы туристско-рекреационных услуг, достаточно разнообразны и сочетают в себе несколько аспектов. В работе рассматриваются синергетический и кумулятивный эффекты как результаты сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг региона. Представлена сравнительная характеристика синергетического и кумулятивного эффектов. Предложен возможный перечень параметров для
оценки кумулятивного эффекта. Автором выдвинута гипотеза о наличии взаимосвязи между синергетическим и кумулятивным эффектами сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг региона. Полу-
ченные результаты корреляционного анализа подтверждают положительную связь между синергетическим и кумулятивным эффектами сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг регионов Си-
бирского федерального округа.
Ключевые слова
сфера туристско-рекреационных услуг, взаимоотношения, сети, синергетический эффект, кумулятивный эффект, регион
Список источников
- Оборин М. С., Шерешева М. Ю. Специфика сетевых бизнес-моделей в туристско-рекреационной сфере // Управленец. 2017. № 4 (68). С. 24–31.
- Рубцова Н. В. Цепочка создания ценности туристского продукта // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 40 (271). С. 46–53.
- Saleh F., Ryan C. Client perceptions of hotels: A multi-attribute approach. Tourism Management, 2001, no. 13 (2), p. 163–168. DOI 10.1016/0261-5177(92)90058-F
- Chadee D. D., Mattsson J. An empirical assessment of customer satisfaction in tourism. The Service Industries Journal, 1996, no. 16 (3), p. 305–320.
- Dorfman P. Measurement and meaning of recreation satisfaction. A case study in camping. Environment and Behavior, 1979, no. 11 (4), p. 483–510.
- Leblanc G. Factors affecting customer evaluation of service quality in travel agencies: An investigation of customer perceptions. Journal of Travel Research, 1992, no. 30 (4), p. 10–16.
- Pizam A., Milman A. Predicting satisfaction among first time visitors to a destination using the expectancy disconfirmation theory. International Journal of Hospitality Management, 1993, no. 12 (2), p. 197–209.
- Reisinger Y., Turner L. The determination of shopping satisfaction of Japanese tourists visiting Hawaii and the Gold Coast compared. Journal of Travel Research, 2002, no. 41 (2), p. 167–176.
- Tham А., Ogulin R., Selen W., Sharma B. From Tourism Supply Chains to Tourism Value Ecology. Journal of New Business Ideas & Trends, 2015, no. 13 (1), p. 1–65.
- Buhalis D. Tourism in Greece: Strategic analysis and challenges. Current Issues in Tourism, 2001, no. 4 (5), p. 440–480. DOI 10.1080/13683500108667898
- Ujma D. The Channel Relationship between Tour Operators and Travel Agents in Britain and Poland. PhD thesis. University of Luton, 2001.
- Pearce D., Schott C. Tourism distribution channels: The visitors’ perspective. Journal of Travel Research, 2005, no. 44 (1), p. 50–63. DOI 10.1177/0047287505276591
- Grängsjö Y., Gummesson E. Hotel networks and social capital in destination marketing. International Journal of Service Industry Management, 2006, vol. 17, no. 1, p. 58–75. DOI 10.1108/09564230610651589
- Zhang X., Song H., Huang G. Tourism supply chain management: A new research agenda. Tourism Management, 2009, no. 30 (3), p. 345–358. DOI 10.1016/j.tourman.2008.12.010 Fundeanu D. Regional effects of tourism cluster expansion. Revista Tinerilor Economiști, 2017, no. 28, p. 50–65.
- Song H., Liu J., Chen G. Tourism value chain governance: Review and prospects. Journal of Travel Research, 2013, no. 52 (1), p. 15–28. DOI 10.1177/0047287512457264
- Алешин А. В. Эффективность взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе: направления и способы оценки // Terra Economicus. 2011. Т. 9, № 4–2. С. 132–136.
- Gibson L., Lynch P., Morrison A. The local destination tourism network: Development issues. Tourism and Hospitality Planning and Development, 2005, no. 2 (2), p. 87–99. DOI 10.1080/14790530500171708
- Christopher M., Payn A., Ballantyne D. Relationship Marketing. Creating Stakeholder Value. Oxford, UK, Butterworth-Heinemann, 2002, 242 p.
- Ravald A., Grönroos C. The value concept and relationship marketing. European Journal of Marketing, 1996, no. 30 (2), р. 19–30.
- Grönroos C. From marketing mix to relationship marketing: towards a paradigm shift in marketing. Management Decision, 1994, no. 32 (2), p. 4–20.
- Grönroos C. Value – driven relational marketing: from products to resources and competences. Journal of Marketing Management, 1997, no. 13 (5), p. 407−419.
- Gummesson E. Relationship marketing – the emperor’s new clothes or a paradigm shift? Marketing and Research Today, 1997, no. 25 (1), p. 53–61.
- Gummesson E. Total Relationship Marketing: Rethinking Marketing Management from 4Ps to 30Rs. Oxford, Butterworth Heinemann, 1999, 264 p.
- Wilson D. T., Jantrania S. Understanding the value of a relationship. In: D. Ford (ed.). Understanding Business Markets: Interaction, Relationships and Networks. 2nd ed. London, The Dryder Press, 1997, p. 288–304.
- Payne A., Holt S. Diagnosing customer value: integrating the value process and relationship marketing. British Journal of Management, 2002, no. 12, р. 159–182. DOI 10.1111/1467-8551.00192
- Wilson D. T. An integrated model of buyer-seller relationships. Journal of Academy of Marketing Science, 1995, no. 23 (4), p. 335–345.
- Багиев Г. Л. Концептуальные основы формирования маркетинга взаимодействия в условиях развития рыночных сетей // Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность. СПб., 2009. C. 11–28.
- Мелентьева Н. И. Маркетинг взаимодействия и коммуникативный капитал предприятия // Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность. СПб., 2009. C. 296–327.
- Юлдашева О. У., Городилов В. А. Стратегии взаимодействия с покупателями и оценка их эффективности // Маркетинг взаимодействия в инновационной экономике. СПб., 2009. C. 112–124.
- Волков С. К. Предпринимательские сети в туризме: анализ зарубежного опыта и рекомендации для отечественного бизнеса // Менеджмент сегодня. 2016. № 01 (91). С. 8–12.
- Самаруха В. И. Концепция развития туризма в Байкальском регионе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2012. № 3. С. 184–189.
- Санина Л. В. Опыт оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в регионах России // Baikal Research Journal. 2014. № 3.
- Светник Т. В., Бубаева Т. Ю. Стратегическое управление созданием особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия // Baikal Research Journal. 2011. № 5.
- Чепинога О. А., Солодков М. В., Семенова А. Э. Проблемы функционирования и перспективы развития особых экономических зон в России // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 3. DOI 10.17150/2411-6262.2017.8(3).4
- Чистякова О. В. Перспективы развития туристско-рекреационной особой экономической зоны «Ворота Байкала» // Изв. Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2012. № 3. С. 108–112.
- Scott N., Baggio R., Cooper C. Network analysis and tourism: From theory to practice (aspects of tourism). Clevedon, UK, Channel View Publications, 2008.
- Hilal E. O. The Significance of Networking and Company Size in the Level of Creativeness of Tourism Companies: Antalya Case. European Planning Studies, 2010, vol. 18, no. 8, p. 1247–1266. DOI 10.1080/09654311003791283
- Erkus O. H. The role of local and global networking for tourism forms and clusters: The case of Antalya. Unpublished PhD Thesis of Middle East Technical University (Ankara, Turkey), 2008.
- Halme M. Learning for sustainable development in tourism networks. Business Strategy and the Environment, 2001, no. 10 (2), p. 100–114. DOI 10.1002:bse.278
- Dredge D. Networks, conflict and collaborative communities. Journal of Sustainable Tourism, 2006, no. 14 (6), p. 562–581. DOI 10.2167/jost567.0.
- Dredge D. Policy networks and the local organization of tourism. Tourism Management, 2006, no. 27 (2), p. 269–280. DOI 10.1016/j.tourman.2004.10.003
- Haven-Tang C., Jones E., Webb C. Critical success factors for business tourism destinations: Exploring Cardiff’s national capital city status and shaping its business tourism offer. Journal of Travel and Tourism Marketing, 2007, no. 22 (3/4), p. 109–120. DOI 10.1300/J073v22n0309
- Lemmetyinen A., Go F. The key capabilities required for managing tourism business networks. Tourism Management, 2008, no. 30 (1), p. 31–40
- Степанова Т. В. Разработка системно-методического подхода оценки синергетического эффекта в сфере услуг: на примере организаций торговли: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2013. 21 с.
- Ашинов С. А. Учет синергетических эффектов при интеграции в индустрии туризма // Успехи современного естествознания. 2005. № 3. С. 52–53.
- Ускова Т. В., Дубиничева Л. В., Орлова В. С. Социально-экономический ресурс туризма. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. 182 с.
- Franks D. M., Brereton D., Moran C. J., Sarker T., Cohen T. Cumulative Impacts –A Good Practice Guide For The Australian Coal Mining Industry. Centre for Social Responsibility in Mining & Centre for Water in the Minerals Industry, Sustainable Minerals Institute, The University of Queensland. Australian Coal Association Research Program. Brisbane, 2010.
- Рубцова Н. В. Методика оценки эффективности взаимоотношений в цепочке создания ценности туристского продукта // Изв. Сочинского гос. ун-та. 2014. № 4-1 (32). С. 116–122.
- Рубцова Н. В. Межфирменные отношения в туризме: результаты исследования компаний Прибайкалья // Вестн. Санкт-Петерб. гос. экон. ун-та (Вестник ИНЖЭКОНа). Серия: Технические науки. 2014. № 8 (75). С. 35–44.
Выходные данные: Рубцова Н.В. Эффекты сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг региона (на примере Сибирского федерального округа). Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 4. C. 217–232. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-4-217-232