Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату

Богомолова Татьяна Юрьевна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
bogtan@rambler.ru
Коржук Софья Владимировна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
k-sofya-w@yandex.ru
Материал поступил в редколлегию 09/09/2018

Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату 

Аннотация 
В статье дано описание современного российского образовательного «ландшафта»,  где происходит реализация людьми с инвалидностью своего права на образование. На основе информации, представленной в мониторинге Министерства образования и науки РФ (данные за 2015 г.), для анализа моделей обучения в российских  вузах  студентов  с  инвалидностью  были  выбраны  вузы,  в  которых  обучается 30  и  более  студентов  с инвалидностью. Данные из мониторинга МОН были дополнены информацией с сайтов этих образовательных организаций. Выяснилось, что большинство этих вузов не имеют (или не обозначают) ориентации на учет образовательных потребностей студентов с инвалидностью и четко артикулированного формата их обучения. Вузы,  реализующие  модели  специализированного,  интегрированного  инклюзивного  обучения  и «переходную» от специализированного к инклюзивному, отличаются наибольшей систематичностью в подходе к обучению студентов с инвалидностью. Однако такие вузы не составляют большинство. Результаты анализа дают основания для заключения, что в настоящее время в нашей стране наличие системы по обучению студентов  с инвалидностью и инклюзивность в частности являются скорее свойствами отдельных вузов, чем института образования в целом. 

Ключевые слова 
форматы  обучения  лиц  с  инвалидностью,  инклюзивное  образование,  вузы  России,  индивиды  с  инвалидностью, социальная инклюзия 

Источник финансирования  
Статья подготовлена в рамках  государственного  задания по плану НИР ИЭОПП СО РАН проект XI.179.1.3 «Российское  общество  в  движении: институциональная  среда,  структуры, практики и  субъекты  социальных 
изменений» АААА-А17-117022250126-1 



Список источников
  1. Hughes K., Corcoran T., Slee R. Health-inclusive higher education: listening to students with disabilities or chronic illnesses. Higher Education Research & Development, 2016, vol. 35,  no. 3, p. 488–501. 
  2. Мартынова Е. А., Романенкова Д. Ф. Модель центра образования инвалидов  в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 112–121. 

Выходные данные: Богомолова Т. Ю., Коржук С. В. Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату. Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 4. C. 254–268. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-4-254-268