- Мир экономики и управления
- Архив
- 2018
- №4
- Методология и методика социологических исследований
Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату
Богомолова Татьяна Юрьевна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
bogtan@rambler.ru
Коржук Софья Владимировна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
k-sofya-w@yandex.ru
Материал поступил в редколлегию 09/09/2018
Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату
АннотацияВ статье дано описание современного российского образовательного «ландшафта», где происходит реализация людьми с инвалидностью своего права на образование. На основе информации, представленной в мониторинге Министерства образования и науки РФ (данные за 2015 г.), для анализа моделей обучения в российских вузах студентов с инвалидностью были выбраны вузы, в которых обучается 30 и более студентов с инвалидностью. Данные из мониторинга МОН были дополнены информацией с сайтов этих образовательных организаций. Выяснилось, что большинство этих вузов не имеют (или не обозначают) ориентации на учет образовательных потребностей студентов с инвалидностью и четко артикулированного формата их обучения. Вузы, реализующие модели специализированного, интегрированного инклюзивного обучения и «переходную» от специализированного к инклюзивному, отличаются наибольшей систематичностью в подходе к обучению студентов с инвалидностью. Однако такие вузы не составляют большинство. Результаты анализа дают основания для заключения, что в настоящее время в нашей стране наличие системы по обучению студентов с инвалидностью и инклюзивность в частности являются скорее свойствами отдельных вузов, чем института образования в целом.
Ключевые слова
форматы обучения лиц с инвалидностью, инклюзивное образование, вузы России, индивиды с инвалидностью, социальная инклюзия
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках государственного задания по плану НИР ИЭОПП СО РАН проект XI.179.1.3 «Российское общество в движении: институциональная среда, структуры, практики и субъекты социальных
изменений» АААА-А17-117022250126-1
Список источников
- Hughes K., Corcoran T., Slee R. Health-inclusive higher education: listening to students with disabilities or chronic illnesses. Higher Education Research & Development, 2016, vol. 35, no. 3, p. 488–501.
- Мартынова Е. А., Романенкова Д. Ф. Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 112–121.
Выходные данные: Богомолова Т. Ю., Коржук С. В. Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату. Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 4. C. 254–268. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-4-254-268