Кластерная политика России в контексте кооперации

Марков Леонид Сергеевич
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
leomarkov@mail.ru
Курмашев Владислав Борисович
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
vlad1073@mail.ru
Низковский Алексей Юрьевич
1. ГКУ НСО «Центр регионального развития»
Материал поступил в редколлегию 01/10/2019
Аннотация 
На основании анализа нормативной базы обосновывается коренной перелом в кластерной политике России  на федеральном уровне. Демонстрируется фактический отказ от системной кластерной политики по всем направлениям,  что  подтверждается  сворачиванием  непосредственной  поддержки  проектов  промышленных  кластеров,  так  и  не  начавшимся  финансированием  комплексных  инвестиционных  проектов  по  развитию  инновационных территориальных кластеров, которое теперь утратило даже нормативную основу для финансирования, а также отказом от поддержки региональных центров кластерного развития. Основной содержательной причиной такого разворота представляется недостаточность кооперационной составляющей отечественных  кластеров.  Вместе  с  тем  основной  посыл  усилий  государства  в  области  кластерообразования  и смежных процессов – ориентированность на стимулирование кооперационных проектов – остался неизменным. Чтобы избежать провала очередных инициатив по развитию кооперации представляется целесообразным ввести укрупненную классификацию совместных проектов участников кластеров, во многом определяющую специфику партнерских отношений. В основе предложенной классификации лежат три координаты: тип связанности участников, симметричность альянса и организационная форма реализации проекта. Показывается, что отечественной кластерной политике предстоит иметь дело с наиболее сложным типом кооперационных 
проектов.
 
Ключевые слова 
кластерная политика, кооперация, инновационный территориальный кластер, промышленный кластер, типология проектов 

Источник финансирования 
Статья подготовлена в рамках плана НИР ИЭОПП СО РАН, проект XI.172.1.2 «Научные основы региональной кластерной политики России», АААА-А17-117022250124-7 

Читать статью


Список источников
  1. Маркс К. Капитал. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. Т. 1. 565 с.  
  2. Lyon F., Atherton A. A business view of clustering: Lessons for cluster development policies. Foundation for SME Development. Durham, UK, University of Durham Press, 2000, 13 p. URL: ссылка  
  3. Гаррет Б., Дюссож П. Стратегические альянсы. М.: ИНФРЛ-М, 2002. 332 c. 
  4. Palmatier R. Interfirm relational drivers of customer value. Journal of Marketing, 2008, vol. 72 (4), p. 76–89. 
  5. Chesbrough H. W., Teece D. J. Organizing for innovation: When is virtual virtuous? Harvard Business Review, August 2002. URL: ссылка 
  6. Ard-Pieter de Man, Dave Luvison. Collaborative business models: Aligning and operationalizing alliances. Business Horizons, 2019, vol. 62, iss.4, p. 473–482. 
  7. Kerr J., Slocum J. W. Managing corporate culture through reward systems. Academy of Management Perspectives, 2005, vol. 19, no. 4 DOI 10.5465/ame.2005.19417915  
  8. Van Marrewijk, Alfons. The management of strategic alliances: cultural resistance. Comparing the cases of a Dutch telecom operator in the Netherlands Antilles and Indonesia. Culture and Organization, 2004, vol. 10, iss. 4, p. 303–314. 
  9. Портер М. Э. Конкуренция. М.: ИД Вильямс, 2005. 608 с. 
  10. Маршалл А. Принципы политической экономии: В 3 т. М.: Прогресс, 1983. Т. 1. 416 с. 
  11. Bleeke J., Ernst D. Is Your Strategic Alliance Really a Sale? Harvard Business Review, January – February, 1995, p. 97–105. URL: ссылка 
  12. Bleeke J., Ernst D. The Way to Win in Cross-Border Alliances. Harvard Business Review, November – December 1991, p. 127–135. URL: ссылка 
  13. Hamel G., Doz Y. L., Prahalad С. К. Collaborate with Your Competitors  and Win. Harvard Business Review, January – February 1989, p. 133–139. URL: ссылка
  14. Kanter R. M. Collaborative Advantage: The Art of Alliances. Harvard Business Review, July – August, 1994, p. 96–108. URL: ссылка
  15. Hughes J., Weiss J. Simple Rules for Making Alliances Work. Harvard Business Review, November, 2007. Reprint: R0711H. URL: ссылка 
  16. Dyer J. H., Kale P., Singh H. How to make strategic alliances work. Sloan Management Review, Summer 2001, vol. 42, no. 4, р. 37–43. URL: ссылка
  17. Ariсo A., de la Torre J. Learning form failure: towards an evolutionary model of collaborative ventures. Organization Science, 1998, vol. 9, iss. 3, p. 306–325. 
  18. Das T., Teng B.-S. The dynamics of alliance conditions in the alliance development process. Journal of Management Studies, 2002, vol. 39, iss. 5, p. 725–746. 
  19. Mouline A. Symйtrie et asymйtrie des alliances dans une industrie en mutation: le cas des telecommunications. Management International, 2005, vol. 1, p. 75–87. 
  20. Chen H., Chen T. J. Asymmetric Strategic Alliances, a Network View. Journal of Business Research, 2002, vol. 55, p. 1007–1013. 
  21. Kalaignanam K., Shankar V., Varadarajan R. Asymmetric New Product Development Alliances: Win-Win or Win-Lose Partnerships? Management Science, 2007, vol. 53, p. 357–374. 
  22. Calia R., Guerrini F., Moura G. Innovation networks: from technological development to business reconfiguration. Technovation, 2007, Vol. 27, no. 8, p. 426–432. 
  23. Mцller K., Svahn S. Role of knowledge in value creation in business nets. Journal of Management Studies, 2006, vol. 43, no. 5, p. 985–1007. 
  24. Grant R., Baden-Fuller C. A knowledge accessing theory of strategic alliances. Journal of Management Studies, 2004, vol. 41, no. 1, p. 61–84. 
  25. Padula G. Enhancing the innovation performance of firms by balancing cohesiveness and bridging ties. Long Range Planning, 2008, vol. 41, no. 4, p. 395–419. 
  26. Puthod D. Les alliances de SME : stratagies de developpement et implications managariales. Doctoral thesis, Universite de Savoie, 1995. URL: ссылка 
  27. Alvarez S. A., Barney J. B. How Entrepreneurial Firms can benefit from Alliances with Large Partners. Academy of Management Executive, 2001, vol. 15, no. 1, p. 139–148. 
  28. Vidot-Delerue H., Simon E. Confiance, contrat et degrй d’asymйtrie dans les relations d’alliance. Management International, 2005, vol. 10, no. 1, p. 51–60. 
  29. Julien P. A. Globalisation de l’йconomie et PME. Journal of Small Business and Entrepreneurship, 1995, vol. 12, no. 3, p. 58–72. 
  30. Rokkan A., Haughland S. Developing relational exchange: effectiveness and power. European Journal of Marketing, 2002, vol. 36, no. 1/2, p. 211–230. 
  31. Prashantham S., Birkinshaw J. Dancing with gorillas: how small companies can partner effectively with MNCS. California Management Review, 2008, vol. 51, no. 1, p. 6–23. 
  32. Cherbib J., Assens C. La dynamique asymйtrique des alliances stratйgiques”. In: Actes de la XVIIиme confйrence de l’AIMS, 2008, 28–31 May, Nice. URL: ссылка 
  33. Pfeffer J., Salancik G. The External control of Organizations. A Resource Dependence Perspective. Stanford University Press, 2003, 336 p. 
  34. Klijn E., Reuer J., Buckley P., Glaister K. Combinations of partners' joint venture formation motives. European Business Review, 2010, vol. 22, no. 6, p. 576–590. 
  35. Fischer E., Reuber A. Contextual antecedents and consequences of relationships between young firms and distinct types of dominant exchange partners. Journal of Business Venturing, 2004, vol. 19, no. 5, p. 681–706. 
  36. Lepak D., Smith K., Taylor M. Value creation and Value capture: A multi-level perspective. Academy of Management Review, 2007, vol. 32, no. 1, p. 180–194. 
  37. Barabel M., Meier O., Soparnot R. Asymmetric alliances between SMEs and large firms in the area of innovation: strategic determinants and cultural effects. Gestion 2000, 2014, vol. 31, no. 6, p. 87–106. DOI 10.3917/g2000.316.0087
Выходные данные: Марков Л.С., Курмашев В.Б., Низковский А.Ю. Кластерная политика России в контексте кооперации. Мир экономики и управления. 2019. Т. 19, № 4. C. 38–51. DOI: 10.25205/2542-0429-2019-19-4-38-51