О формировании предпринимательской корпоративной культуры в российских вузах

Борисова Светлана Георгиевна
1. Новосибирский государственный университет
s3257@rambler.ru
Материал поступил в редколлегию 04/11/2019

Аннотация
Динамичные изменения в экономической и общественной жизни нашей страны обусловливают необходимость соответствующих изменений и в подходах к управлению современным вузом. Одним из таких изменений должен стать новый взгляд на его корпоративную культуру. Суть авторского подхода заключается в рассмотрении корпоративной культуры в качестве ключевого маркетингового актива вуза, который влияет как на стратегические перспективы развития организации, так и на эффективность оперативного управления всеми элементами деятельности и подразделениями вуза. При этом культура должна носить предпринимательский характер, определяющий способность вуза к инновационному решению стоящих перед ним задач и более успешному достижению стратегических целей организации.
Однако до сих пор в научной литературе нет единого мнения ни об особенностях предпринимательской корпоративной культуры, ни о роли корпоративной культуры в достижении успешности вуза. Целью данной статьи является обоснование злободневности формирования предпринимательской корпоративной культуры в российских вузах. Здесь же рассматриваются основные черты предпринимательской культуры образовательной организации.
В статье представлены алгоритм, механизмы и основные инструменты формирования предпринимательской культуры, учитывающие специфику данного актива образовательной организации и сложившейся внешней среды. Теоретическая значимость предложенного подхода состоит в сбалансированном подходе к управлению вузом, оптимально сочетающим общепринятые и нетрадиционные для образовательной среды методы управления образовательной организацией. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной методологии формирования предпринимательской культуры для повышения эффективности вузовского менеджмента.
Ключевые слова: предпринимательская культура, маркетинговый актив, управление, алгоритм, механизмы, инструменты.



Список литературы
  1. Карманова Д. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2012. № 1. С. 78–84. 
  2. Касьянов В. В., Любецкий Н. П., Самыгин С. И. Кризис высшего образования в России как социокультурная катастрофа // Гуманитарные, социальноэкономические и бщественные науки. 2017. № 8–9. 28 авг.
  3. Мешков А. Ю. Качество образования и корпоративная культура университета // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2013. Т. 5, № 2. C. 27–30.
  4. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / Пер. с англ. А. Смирнова. М.: ИД ВШЭ, 2011. 240 с.
  5. Борисова С. Г. Концептуальные основы управления маркетинговыми активами вуза // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Т. 10, вып. 2. С. 42–49.
  6. Борисова С. Г. Методологические основы управления корпоративной культурой как важнейшим маркетинговым активом вуза // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 104–112. 
  7. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 480 с. 
  8. Прахалад К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями. М.: Олимп-бизнес, 2006. 352 с. 
  9. Хэмел Г. Менеджмент 2.0: новая версия для нового века // Harvard Business Review – Россия. 2009. Октябрь. С. 91–100. 
  10. Соломанидина Т. О. Организационная культура компании. М.: ИНФРА-М, 2009. 624 с. 

Выходные данные: Борисова С.Г. О формировании предпринимательской корпоративной культуры в российских вузах. Мир экономики и управления. 2020. Т. 20, № 1. C. 86–98. DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-1-86-98