- Мир экономики и управления
- Архив
- 2020
- № 1
- Менеджмент
Критерии успешности социального предпринимательства Приморского края
Аннотация
Статья посвящена исследованию успешности социального предпринимательства. Цель проведенного исследования состояла в выявлении мнений социальных предпринимателей Приморского края о критериях успешности их деятельности и причинах выбора данных критериев. Указанная цель и специфика сферы исследования обусловили применение научного инструментария: метода кейсов с проведением наблюдения, интервью и опроса предпринимателей социального предпринимательства Приморского края в период 2016-2017 годов. Для сбора материала использованы различные базы научных журналов и статей в области менеджмента и предпринимательства. Оценены результаты теоретической дискуссии при изучении понятия социального предпринимательства и его успешности. Сущность социального предпринимательства до сих пор остается предметом научной дискуссии и в настоящее время наблюдаются противоречия в определении данного понятия. Понятие успешности, как и критерии оценки успешности социального предпринимательства, также недостаточно изучены. В социальном предпринимательстве важное значение имеет наличие смешанной миссии, включающей как социальную, так и экономическую составляющие. Успешность предприятия социального предпринимательства определена респондентами как «предприятие, направленное на эффективное решение проблем в системе социальной защиты, приносящее прибыль, имеющее финансовую устойчивость и возможность для его развития». Основными критериями оценки успешности предприятий социального предпринимательства являются «общественная полезность» и создание предпринимателем «разделяемой ценности». Предварительные результаты исследования могут внести определенный вклад в развитие теоретических знаний в область понимания природы социального предпринимательства и успешности его развития. Практическая значимость данного исследования будет заключаться в том, что полученные результаты могут помочь социальным предпринимателям российских предприятий в принятии решений о проведении анализа успешности собственного предприятия в соответствии с их стратегией, целями и задачами. В качестве дальнейших научных исследований следует выделить проведение лонгитюдного исследования, позволяющего увидеть развитие социального предпринимательства в динамике, с целью обобщения полученных результатов.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная миссия, польза обществу, успешность социального предпринимательства, критерии успешности, социальный предприниматель, социальная потребность, разделяемая ценность, метод кейсов.
Список литературы:
- Thompson J. The world of the social entrepreneur. International Journal of Public Sector Management, 2002, vol. 15, no. 5, p. 412–431.
- Alter S. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC. All Rights Reserved, 2007, Update November 27, 124 p.
- Peredoa A., McLeanb M. Social entrepreneurship: A critical review of the concept. Journal of World Business, 2006, vol. 41, no. 1, p. 56–65.
- Austin J., Stevenson H., Wei-Skillern J. Social or commercial entrepreneurship: Same, different, or both? Entrepreneurship: Theory and Practice, 2006, vol. 30, no. 1, p. 1–22.
- Благов Ю. Е., Арай Ю. Н. Социальное предпринимательство: проблемы типологии (предисловие к разделу) // Вестник С.-Петерб. ун-та. Серия: Менеджмент. 2010. Вып. 3. С. 109–114.
- Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М.: ВШЭ, 2011. 284 с.
- Boschee J. Social entrepreneurship. Across the Board, 1995, vol. 32, no 3, p. 20–25.
- Thompson J., Alvy G., Lees A. Social Entrepreneurship: A New Look at the People and the Potential. Management Decision, 2000, vol. 38, p. 328–338.
- Ruebottom T. The microstructures of rhetorical strategy in social entrepreneurship: Building legitimacy through heroes and villains. Journal of Business Venturing, 2013, vol. 28, p. 98–116.
- Бархатова В. И., Плетнева Д. А. Природа, факторы и измерение успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России. М.: Изд-во «Перо», 2015. 302 с.
- Teasdale S., Lyon F., Baldock R. Playing with Numbers: A Methodological Critique of the Social Enterprise Growth Myth. Journal of Social Entrepreneurship, 2013, vol. 4, no. 2, p. 113–131.
- Porter M., Kramer M. Creating Shared Value. Harvard Business Review, 2011, vol. 89, no. 1/2, p. 62–77.
- Dees J. Enterprising nonprofits. Harvard Business Review, 1998, vol. 76, no. 1, p. 55–67.
- Emerson J., Twersky F. New social entrepreneurs: The success, challenge, and lessons of non-profit enterprise creation. San Francisco, Roberts Foundation, 1996.
- Perrini F., Vurro C. Social entrepreneurship: Innovation and social change across theory and practice. In: Social Entrepreneurship. Basingstoke, Palgrave Macmillan, 2006, p. 57–85.
- Sharir M., Lerner M. Gauging the success of social ventures initiated by individual social entrepreneurs. Journal of World Business, 2006, vol. 41, no. 1, p. 6–20.
- Nicholls A., Cho A. H. Social entrepreneurship: the structuration of a field. In: Nicholls A. (ed.). Social entrepreneurship: new models of sustainable change. Oxford University Press, 2008, p. 99–118.
- Zahra S., Gedajlovic E., Neubaum D., Shulman J. A typology of social entrepreneurs: motives, search processes and ethical challenges. Journal of Business Venturing, 2009, vol. 24, no. 5, p. 519–532.
- Alvord S. H., Brown L. D., Letts C. W. Social entrepreneurship and societal transformation: an exploratory study. The Journal of Applied Behavioral Science, 2004, vol. 40, no. 3, p. 260–282.
- Mair J., Marti I. Social entrepreneurship research: a source of explanation, prediction, and delight. Journal of World Business, 2006, vol. 41, p. 36–44.
- Mair J., Robinson J., Hockerts K. Introduction. In: Social Entrepreneurship. New York, Palgrave Macmillan, 2006, p. 1–13.
- Christie M. J. Social entrepreneurship: New research findings. Editorial. Journal of World Business, 2006, vol. 41, p. 1–5.
- Braga J., Proenca T., Ferreira M. Motivations for social entrepreneurship – Evidences from Portugal. Tékhne – Review of Applied Management Studies, 2015, vol. 8.
- Cochran P. The evolution of corporate social responsibility. Business Horizons, 2007, vol. 50, no. 2, p. 449–454.
- Weerawardena J., Mort G. Investigating social entrepreneurship: A multidimensional model. Journal of World Business, 2006, vol. 41, no. 1, p. 22.
- Habisch A., Jonker J., Wegner M., Schmidpeter R. Corporate social responsibility across Europe. Berlin, Heidelberg; New York, Springer, 2004.
- Bhattacharya C., Sen S., Korschun D. Using corporate social responsibility to win the war for talent. MIT Sloan Management Review, 2008, vol. 49, no. 2, p. 37–44.
- Bass B. M., Avolio B. J. Improving organizational effectiveness through transformational leadership. Thousand Oaks, CA, Sage, 1994.
- BarNir A. Starting technologically innovative ventures: Reasons, human capital, and gender. Management Decision, 2012, vol. 50, no. 3, p. 399–419.
- Кулькова В. Ю. Инфраструктурная поддержка социального предпринимательства в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13, № 9. С. 1592–1607.
- Romar E. Strategic Intent, Confucian Harmony and Firm Success. Act a Polytechnica Hungarica, 2009, vol. 6, no. 3, p. 57–67.
- Lafontaine F., Shaw K. Serial Entrepreneurship: Learning by Doing? In: NBER Working Paper, 2014, 20312 p.
- Jensen M. Value Maximization, Stakeholder Theory, and the Corporate Objective Function. Journal of Applied Corporate Finance, 2001, p. 8–21.
- Сулакшин С. С. Теория и феноменология успешности сложной социальной системы. М.: Научный эксперт, 2013. 232 с.
- Lan H., Zhu Y., Ness D., Hing K., Shneider R. The role and characteristics of social entrepreneurs in contemporary rural cooperative development in China: case studies of rural social entrepreneurship. Asia Pacific Business Review, 2014, vol. 20, no. 3.
- Chell E., Nicolopouloua R., Karatas M. Social entrepreneurship and enterprise: International and innovation perspectives. Entrepreneurship & Regional Development, 2010, vol. 22, no. 6, p. 485–493.
- Success Factors for Swiss SMEs. Company Succession in Practice. University of St. Gallen and Credit Swiss Global Research, Swiss Issues Industries, 2013, 43 p.
- MacMillan I., Siegel R., Narasimha P. N. Criteria used by venture capitalists to evaluate new venture proposals. Journal of Business Venturing, 2008, vol. 1, no. 1, p. 119–128.
- Certo T., Miller T. Social entrepreneurship: Key issues and concepts. Business Horizons, 2008, vol. 51, p. 267–271.
- Seelos C., Mair J. Social entrepreneurship: Creating new business models to serve the poor. Business Horizons, 2005, vol. 48, no. 3, p. 241–246.
- Макаревич А., Сазонова Т. Сущность и специфика социального предпринимательства в России // Российское предпринимательство. 2017. № 24 (222). С. 52–56.
- Арай Ю. Н., Бурмистрова Т. А. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12, № 4. С. 55–78.
- Rey-Martí A., Ribeiro-Soriano D., Sánchez-García J. Giving back to society: Job creation through social entrepreneurship. Journal of Business Research, 2016, vol. 69, p. 2067–2072.