Критерии успешности социального предпринимательства Приморского края

Жохова Валентина Владимировна
Researcher ID: У-1144-2017
1. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Valentina.Zhohova@vvsu.ru
Материал поступил в редколлегию 09/09/2019

Аннотация

Статья посвящена исследованию успешности социального предпринимательства. Цель проведенного исследования состояла в выявлении мнений социальных предпринимателей Приморского края о критериях успешности их деятельности и причинах выбора данных критериев. Указанная цель и специфика сферы исследования обусловили применение научного инструментария: метода кейсов с проведением наблюдения, интервью и опроса предпринимателей социального предпринимательства Приморского края в период 2016-2017 годов. Для сбора материала использованы различные базы научных журналов и статей в области менеджмента и предпринимательства. Оценены результаты теоретической дискуссии при изучении понятия социального предпринимательства и его успешности. Сущность социального предпринимательства до сих пор остается предметом научной дискуссии и в настоящее время наблюдаются противоречия в определении данного понятия. Понятие успешности, как и критерии оценки успешности социального предпринимательства, также недостаточно изучены. В социальном предпринимательстве важное значение имеет наличие смешанной миссии, включающей как социальную, так и экономическую составляющие. Успешность предприятия социального предпринимательства определена респондентами как «предприятие, направленное на эффективное решение проблем в системе социальной защиты, приносящее прибыль, имеющее финансовую устойчивость и возможность для его развития». Основными критериями оценки успешности предприятий социального предпринимательства являются «общественная полезность» и создание предпринимателем «разделяемой ценности». Предварительные результаты исследования могут внести определенный вклад в развитие теоретических знаний в область понимания природы социального предпринимательства и успешности его развития. Практическая значимость данного исследования будет заключаться в том, что полученные результаты могут помочь социальным предпринимателям российских предприятий в принятии решений о проведении анализа успешности собственного предприятия в соответствии с их стратегией, целями и задачами. В качестве дальнейших научных исследований следует выделить проведение лонгитюдного исследования, позволяющего увидеть развитие социального предпринимательства в динамике, с целью обобщения полученных результатов.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная миссия, польза обществу, успешность социального предпринимательства, критерии успешности, социальный предприниматель, социальная потребность, разделяемая ценность, метод кейсов.


Список литературы:

  1. Thompson J. The world of the social entrepreneur. International Journal of Public Sector Management, 2002, vol. 15, no. 5, p. 412–431.
  2. Alter S. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC. All Rights Reserved, 2007, Update November 27, 124 p. 
  3. Peredoa A., McLeanb M. Social entrepreneurship: A critical review of the concept. Journal of World Business, 2006, vol. 41, no. 1, p. 56–65. 
  4. Austin J., Stevenson H., Wei-Skillern J. Social or commercial entrepreneurship: Same, different, or both? Entrepreneurship: Theory and Practice, 2006, vol. 30, no. 1, p. 1–22. 
  5. Благов Ю. Е., Арай Ю. Н. Социальное предпринимательство: проблемы типологии (предисловие к разделу) // Вестник С.-Петерб. ун-та. Серия: Менеджмент. 2010. Вып. 3. С. 109–114. 
  6. Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М.: ВШЭ, 2011. 284 с. 
  7. Boschee J. Social entrepreneurship. Across the Board, 1995, vol. 32, no 3, p. 20–25. 
  8. Thompson J., Alvy G., Lees A. Social Entrepreneurship: A New Look at the People and the Potential. Management Decision, 2000, vol. 38, p. 328–338. 
  9. Ruebottom T. The microstructures of rhetorical strategy in social entrepreneurship: Building legitimacy through heroes and villains. Journal of Business Venturing, 2013, vol. 28, p. 98–116. 
  10. Бархатова В. И., Плетнева Д. А. Природа, факторы и измерение успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России. М.: Изд-во «Перо», 2015. 302 с. 
  11. Teasdale S., Lyon F., Baldock R. Playing with Numbers: A Methodological Critique of the Social Enterprise Growth Myth. Journal of Social Entrepreneurship, 2013, vol. 4, no. 2, p. 113–131. 
  12. Porter M., Kramer M. Creating Shared Value. Harvard Business Review, 2011, vol. 89, no. 1/2, p. 62–77. 
  13. Dees J. Enterprising nonprofits. Harvard Business Review, 1998, vol. 76, no. 1, p. 55–67. 
  14. Emerson J., Twersky F. New social entrepreneurs: The success, challenge, and lessons of non-profit enterprise creation. San Francisco, Roberts Foundation, 1996. 
  15. Perrini F., Vurro C. Social entrepreneurship: Innovation and social change across theory and practice. In: Social Entrepreneurship. Basingstoke, Palgrave Macmillan, 2006, p. 57–85. 
  16. Sharir M., Lerner M. Gauging the success of social ventures initiated by individual social entrepreneurs. Journal of World Business, 2006, vol. 41, no. 1, p. 6–20. 
  17. Nicholls A., Cho A. H. Social entrepreneurship: the structuration of a field. In: Nicholls A. (ed.). Social entrepreneurship: new models of sustainable change. Oxford University Press, 2008, p. 99–118. 
  18. Zahra S., Gedajlovic E., Neubaum D., Shulman J. A typology of social entrepreneurs: motives, search processes and ethical challenges. Journal of Business Venturing, 2009, vol. 24, no. 5, p. 519–532. 
  19. Alvord S. H., Brown L. D., Letts C. W. Social entrepreneurship and societal transformation: an exploratory study. The Journal of Applied Behavioral Science, 2004, vol. 40, no. 3, p. 260–282.  
  20. Mair J., Marti I. Social entrepreneurship research: a source of explanation, prediction, and delight. Journal of World Business, 2006, vol. 41, p. 36–44. 
  21. Mair J., Robinson J., Hockerts K. Introduction. In: Social Entrepreneurship. New York, Palgrave Macmillan, 2006, p. 1–13. 
  22. Christie M. J. Social entrepreneurship: New research findings. Editorial. Journal of World Business, 2006, vol. 41, p. 1–5. 
  23. Braga J., Proenca T., Ferreira M. Motivations for social entrepreneurship – Evidences from Portugal. Tékhne – Review of Applied Management Studies, 2015, vol. 8. 
  24. Cochran P. The evolution of corporate social responsibility. Business Horizons, 2007, vol. 50, no. 2, p. 449–454.  
  25. Weerawardena J., Mort G. Investigating social entrepreneurship: A multidimensional model. Journal of World Business, 2006, vol. 41, no. 1, p. 22.
  26. Habisch A., Jonker J., Wegner M., Schmidpeter R. Corporate social responsibility across Europe. Berlin, Heidelberg; New York, Springer, 2004. 
  27. Bhattacharya C., Sen S., Korschun D. Using corporate social responsibility to win the war for talent. MIT Sloan Management Review, 2008, vol. 49, no. 2, p. 37–44. 
  28. Bass B. M., Avolio B. J. Improving organizational effectiveness through transformational leadership. Thousand Oaks, CA, Sage, 1994. 
  29. BarNir A. Starting technologically innovative ventures: Reasons, human capital, and gender. Management Decision, 2012, vol. 50, no. 3, p. 399–419.  
  30. Кулькова В. Ю. Инфраструктурная поддержка социального предпринимательства в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13, № 9. С. 1592–1607. 
  31. Romar E. Strategic Intent, Confucian Harmony and Firm Success. Act a Polytechnica Hungarica, 2009, vol. 6, no. 3, p. 57–67. 
  32. Lafontaine F., Shaw K. Serial Entrepreneurship: Learning by Doing? In: NBER Working Paper, 2014, 20312 p. 
  33. Jensen M. Value Maximization, Stakeholder Theory, and the Corporate Objective Function. Journal of Applied Corporate Finance, 2001, p. 8–21. 
  34. Сулакшин С. С. Теория и феноменология успешности сложной социальной системы. М.: Научный эксперт, 2013. 232 с. 
  35. Lan H., Zhu Y., Ness D., Hing K., Shneider R. The role and characteristics of social entrepreneurs in contemporary rural cooperative development in China: case studies of rural social entrepreneurship. Asia Pacific Business Review, 2014, vol. 20, no. 3. 
  36. Chell E., Nicolopouloua R., Karatas M. Social entrepreneurship and enterprise: International and innovation perspectives. Entrepreneurship & Regional Development, 2010, vol. 22, no. 6, p. 485–493. 
  37. Success Factors for Swiss SMEs. Company Succession in Practice. University of St. Gallen and Credit Swiss Global Research, Swiss Issues Industries, 2013, 43 p.  
  38. MacMillan I., Siegel R., Narasimha P. N. Criteria used by venture capitalists to evaluate new venture proposals. Journal of Business Venturing, 2008, vol. 1, no. 1, p. 119–128. 
  39. Certo T., Miller T. Social entrepreneurship: Key issues and concepts. Business Horizons, 2008, vol. 51, p. 267–271. 
  40. Seelos C., Mair J. Social entrepreneurship: Creating new business models to serve the poor. Business Horizons, 2005, vol. 48, no. 3, p. 241–246. 
  41. Макаревич А., Сазонова Т. Сущность и специфика социального предпринимательства в России // Российское предпринимательство. 2017. № 24 (222). С. 52–56. 
  42. Арай Ю. Н., Бурмистрова Т. А. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12, № 4. С. 55–78. 
  43. Rey-Martí A., Ribeiro-Soriano D., Sánchez-García J. Giving back to society: Job creation through social entrepreneurship. Journal of Business Research, 2016, vol. 69, p. 2067–2072.  

Выходные данные: Жохова В.В. Критерии успешности социального предпринимательства Приморского края. Мир экономики и управления. 2020. Т. 20, № 1. C. 99–115. DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-1-99-115