Возможности цифровой трансформации в пищевой индустрии

Отмахова Юлия Сергеевна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский государственный университет
otmakhovajs@yandex.ru
Асавасанти Сувалук
1. Технологический университет им. Короля Монгкута в Тонбури
suvaluk.asa@kmutt.ac.th
Материал поступил в редколлегию 22/01/2020

Аннотация
В работе представлены результаты анализа возможностей использования цифровых технологий и успешные практики цифровизации в целях увеличения эффективности аграрного производства и производства пищевых продуктов. По результатам анализа экономических публикаций базы данных EconLit в предметных макрокатегориях JEL на конец 2018 г. выявлено критически недостаточное количество зарубежных и отечественных публикаций по цифровизации агропродовольственного комплекса и за период 2010-2018гг. существенного увеличения публикаций в этой категории не произошло. Предложенный в настоящей работе подход впервые связывает категории «цифровые технологии», «потребности» и «агропродовольственный комплекс» через учет множества потребительских характеристик конечного товара, производимого сельским хозяйством и пищевой промышленностью, и производственных технологий. Для оценки потребности сектора в цифровых технологиях авторами предлагается учитывать такие значимые характеристики как индекс сложности конечного товара, продуктовое пространство продуктов с высокой добавленной стоимостью в рамках товарной категории и их взаимосвязи с технологиями производства. В рамках исследования предложена авторская методика определения цифровых приоритетов по отдельным продуктам агропродовольственного сектора с использованием таких характеристик как индекс сложности товара, продуктового пространства и его взаимосвязи с технологиями производства. Предлагаемый подход развивает современную теорию экономической сложности и уникальным образом позволяет осуществлять научно обоснованную практическую оценку возможностей использования методов искусственного интеллекта и анализа больших данных исходя из восходящих и нисходящих связей полного цикла цепочки создания добавленной стоимости.

Ключевые слова: цифровые платформы, технологии, цепочки создания стоимости, индекс сложности товара, продуктовое пространство

Источник финансирования: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-29-03086.



Список литературы:
  1. Лычагин М. В. Бум цифровизации в мировой экономической литературе //Цифровая экономика и индустрия 4.0: тенденции 2025: Сб. тр. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Под ред. А. В. Бабкина. СПб.: Политех-Пресс, 2019. С. 52–62. DOI 10.18720/IEP/2019.1/6 
  2. Zhu K., Zhou Z. Research note: lock-in strategy in software competition: opensource software. Information Systems Research, 2012, vol. 23, no. 2, p. 536–545. 
  3. Vassalos M., Kar Ho Lim. Farmers Willingness to Pay for Various Features of Electronic Food Marketing Platform. International Food and Agribusiness Management Review, 2016, vol. 19 (2), p. 131–150. 
  4. Вартанова М. Л., Дробот Е. В. Перспективы цифровизации сельского хозяйства как приоритетного направления импортозамещения // Экономические отношения. 2018. Т. 8, № 1. С. 1–18. DOI 10.18334/eo.8.1.38881 
  5. Yaklai P., Suwunnamek O., Srinuan C. How intellectual capital, knowledge management, and the business environment affect Thailand’s food industry innovation. Asia-Pacific Social Science Review, 2018, vol. 18, iss. 3, p. 30–42. 
  6. Ревенко Л. С. Использование зарубежного опыта продвижения сельскохозяйственных товаров на внешние рынки для формирования российской экспортной стратегии //  Вестник МГИМО – Университета. 2017. № 1 (52). С. 212–226. 
  7. Маркова В. Д. Платформенные модели бизнеса: подходы к созданию // ЭКО. 2019. № 5. С. 106–123. 
  8. Sundmaeker H. et al. Internet of food and farm 2020. In: Vermesan O., Friess P. (eds.). Digitizing the Industry-Internet of Things connecting physical, digital and virtual worlds. Gistrup / Delft, River Publishers, 2016, p. 129–151. 
  9. Akatkin Y. M., Karpov O. E., Konyavskiy V. A., Yasinovskaya E. D. Digital economy: Conceptual architecture of a digital economic sector ecosystem. Business Informatics, 2017, no. 4 (42), p. 17–28. DOI 10.17323/1998-0663.2017.4.17.28 
  10. Маркова В. Д. Бизнес-модели компаний на базе платформ // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 127–135. 
  11. Огнивцев С. Б. Концепция цифровой платформы агропромышленного сектора // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 2 (363). С. 16–22. 
  12. Куприяновский В. П., Липунцов Ю. П., Гринько О. В., Намиот Д. Е. Агрокультура 4.0: синергия системы – систем, онтологии, Интернета вещей и космических технологий // International Journal of Open Information  Technologies. 2018. Vol. 6, no. 10. Р. 47–67. 
  13. Щетинина И. В., Стенкина М. В. Взаимодействия субъектов АПК в условиях цифровой экономики // АПК: экономика, управление. 2017. № 10. С. 22– 33 
  14. Zanello G., Srinivasan C. S., Shankar B. Transaction costs, information technologies, and the choice of marketplace among farmers in Northern Ghana. The Journal of Development Studies, 2014, vol. 50 (9), p. 1226–1239. 
  15. Laosutsan P., Shivakoti G. P., Soni P. Comparative advantage and export potential of Thai vegetable products following the integration into the ASEAN Economic Community.  International Food and Agribusiness Management Review, 2017, vol. 20, iss. 4, p. 575–590. DOI 10.22434/IFAMR2016.0029 
  16. Desmarchelier B., Regis P. J., Salike N. Product space and the development of nations: A model of product diversification. Journal of Economic Behavior and Organization, 2018, vol. 145, p. 34–51. DOI 10.1016/j.jebo.2017.10.020 
  17. Афонина В. Е. Влияние цифровизации на развитие аграрного сектора экономики // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 3 (363). С. 15–17. 
  18. Романова О. А., Акбердина В. В., Бухвалов Н. Ю. Общие ценности в формировании современной технико-экономической парадигмы // Экономические и социальные  перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 3 (45). С. 173–190. 
  19. Hausmann R., Klinger B. Structural Transformation and Patterns of Comparative Advantage in the Product Space. John F. Kennedy School of Government, Harvard University, 2006, Research Working Paper RWP06–041. 
  20. Hartmann D., Guevara R. M., Jara-Figueroa C., Aristarán M., Hidalgo A. C. Linking Economic Complexity, Institutions, and Income Inequality. World Development, Jan. 2017. 

Выходные данные: Отмахова Ю.С., Авасанти С. Возможности цифровой трансформации в пищевой индустрии. Мир экономики и управления. 2020. Т. 20, № 1. C. 116–127. DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-1-116-127