Обобщенная оценка состояния сферы услуг в регионах России

Волосков Алексей Борисович
1. Алтайский Государственный университет
93abv@mail.ru
Материал поступил в редколлегию 25/04/2020
Аннотация
Описывается один из возможных способов обобщенной оценки состояния сферы услуг в регионах, основанный на использовании метода главных компонент. Для расчетов была сформирована матрица, включающая показатели, характеризующие состояние или уровень развитости сферы услуг в регионах страны за период с 2005 по 2018 г. По результатам компонентного анализа было выявлено 7 главных компонент, статистические показатели которых по наибольшим факторным нагрузкам позволили их корректно  интерпретировать в обобщенные показатели. По нормированным значениям этих показателей было выделено по определенному правилу пять групп регионов –
от регионов с низким до регионов с высоким уровнем развитости сферы услуг. Расчеты позволили сделать вывод о среднем уровне развитости сферы услуг в целом по стране в российских масштабах. Подробно описано место и уровень развитости сферы услуг в Алтайском крае.
Ключевые слова
сфера услуг, метод главных компонент, обобщенные показатели, группы регионов



Список литературы:
  1. Разомасова Е. А. Сфера услуг: теория, состояние и развитие. НОУ ВПО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации». Новосибирск, 2011. 136 с.
  2. Махошева С. А. Сфера услуг и формирование новой архитектуры развития региональных социально-экономических систем: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. Нальчик, 2009. 51 с. 
  3. Клевченков М. Г. Проблемы и перспективы развития сферы услуг региона // Псковский регионологический журнал. 2009. № 8. C. 19–22.
  4. Слепцова Е. В., Яшкин П. А. Сфера услуг как катализатор экономического развития Краснодарского края // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 11. C. 76–79.
  5. Маннапов Р. Г., Берешева Л. А. Региональный аспект развития сферы услуг в контексте модернизации отечественной экономики // Проблемы современной экономики. 2013. № 1 (45). С. 205–208. 
  6. Kon A. Service Industries and Service Economy. Preprint, RePEc. Jan. 1997. 
  7. Быкова О. Н. Формирование стратегии инновационного развития санаторнокурортного и туристского комплекса (на примере города-курорта Сочи): Автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2009. 59 c. 
  8. Дутова Т. И. Один из способов оценки состояния и развития туристско-рекреационной деятельности в регионе и возможностей ее кластеризации // Инновации и инвестиции. 2014. № 4. C. 104–109. 
  9. Ким Дж. О., Мьюллер Ч. У., Клекка У. Р. и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1989. 216 c. 
  10. Кленько Л., Руднев Р. Реформа здравоохранения: 9 лет спустя. РАПСИ. 26.06.2019.
  11. Ситникова О. В. Супонина И. В., Молодых И. А. Об объёмах реализации платных услуг населению в Алтайском крае. 2017–2018: Аналитическая записка / Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Барнаул, 2019. 40 с. 
  12. Пан Хе лин. Как правильно оценить долю сферы услуг? // China Daily Online Review. 2020-01-17. 
Выходные данные: Волосков А. Б. Обобщенная оценка состояния сферы услуг в регионах России. Мир экономики и управления. 2020, Т.20, 2. C. 50–67. DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-2-50-67