Финансы 4.0 как идея цифровой трансформации финансовой сферы

Пелых Виталий Ярославович
1. ООО «Компания БКС»
PelyhV@gmail.com
Материал поступил в редколлегию 12/03/2020
Аннотация
Бурное развитие и внедрение цифровых технологий оказывает существенное влияние на все сферы экономики. Повсеместно вызывая пересмотр существующих парадигм, способов взаимодействия систем и аспектов бизнес-моделей. Проведённый анализ научных публикаций показывает, что в основе последних финансовых кризисов лежат высокие риски традиционной банковской модели, которые перекладываются на вкладчиков и налогоплательщиков. Эти процессы послужили драйвером к изменениям в финансовой
сфере, смене существующих концепций и парадигм в сторону реализации новых цифровых подходов. На основе анализа влияния технологий на финансовые сервисы, предложена концептуальная идея Финансы 4.0 подразумевают глубокую интеграцию цифровых технологий в финансовую сферу, что приведёт к росту качества и доступности  предоставляемых услуг, а также формированию новых правил, обеспечивающих здоровую конкуренцию между участниками рынка. В результате чего определяется необходимость изменений, как экономики в целом, так и её отраслей. И формирует потребность в разработке актуальных цифровых бизнес-моделей и методик разработки цифровых финансовых сервисов. Цель работы – предложить обоснованное определение Финансам 4.0, а также выявить актуальные требования, необходимые для реализации разрабатываемых решений в рамках финансовой среды. Что требует решения ряда исследовательских проблем: 1) отсутствие определения Финансы 4.0;  2) не определены аспекты Финансы 4.0. 3. Необходимо обозначить роль бизнес-моделей в сфере финансовых технологий. Актуальность исследования обусловлена тем, что существующие подходы к проектированию бизнес-моделей финансовых сервисов не учитывают специфики идеи Финансы 4.0 и главенства доверия, что порой ведёт к реализации убыточных решений в финансовой сфере.
Ключевые слова
цифровая трансформация, Финансы 4.0, финансовый сервис, финтех, доверие



Список литературы:
  1. Марамыгин М. С., Чернова Г. В., Решетникова Л. Г. Цифровая трансформация российского рынка финансовых услуг: тенденции и особенности //
    Управленец. 2019. Т. 10, № 3. C. 70–82. 
  2. Lauer K. Digital Financial Inclusion. 2015. ULR:  (accessed 12.09.2019). 
  3. Lewis R. J., Villasenor J. D., West D. M. The 2017 Brookings Financial and Digial Inclusion Project Report: Building a Secure and Inclusive Global Financial Ecosystem. Washington DC, The Center for Technology Innovation at Brookings. 2017. URL:(accessed  2.09.2019). 
  4. Mullen M., Petrie D. The business finance guide. In: ICAEW and British Business Bank, 2016, p. 55–75. 
  5. Основные направления развития финансовых технологий на период 2018– 2020 годов. ЦБ РФ, 2017, URL: (дата обращения 20.08.2019).
  6. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса: изменение бизнес-модели для организации нового поколения. М.: Альпина Паблишер, 2019. 257 с. 
  7. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: Издательские решения, 2018. 460 с. 
  8. Роджерс Д. Л. Цифровая трансформация. Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Изд. группа «Точка», 2017. 344 с. 
  9. Fitzgerald M., Kruschwitz N., Bonnet D., Welch M. Embracing Digital Technology: A New Strategic Imperative. MITSloan Management Review, 2013, p. 1–12. 
  10. Kane G. C., Phillips D. Strategy, Not Technology, Drives Digital Transformation Becoming. Digitally Mature Enterprise, 2015, no. 5, p. 571–581. 
  11. Hess Th. Options for Formulating a Digital Transformation Strategy. MIS Quarterly Executive, 2016, no. 15 (2), p. 123–139. 
  12. Matt C., Hess T., Benlian A. Digital Transformation Strategies. Business & Information Systems Engineering, 2014, no. 57 (5), p. 339–343.  
  13. Hartinga R., Reichsteinb C., Laemmleb P., Sprengelb A. Potentials of Digital Business Models in the retail industry – Empirical Results fr om European. Experts Procedia Computer Science, 2019, vol. 159, p. 1053–1062. 
  14. Sebastian I. M., Ross J. W., Beath C. How big old companies navigate digital transformation. MIS Quarterly Executive, 2017, vol. 16 (3), p. 197–213. 
  15. Ghezzi A. M., Cortimiglia M. N., Frank A. G. Strategy and business model design in dynamic telecommunications industries: A study on Italian mobile network operators. Technological Forecasting and Social Change, 2015, no. 90, p. 346–54. 
  16. Goldfarb A., Greenstein Sh. M., Tucker C. Economic Analysis of the Digital Economy. In: Conference held June 6–7. 2013. University of Chicago Press, 2015, 497 p. 
  17. Kaufman I., Horton C. Digital Transformation: Leveraging Digital Technology with Core Values to Achieve Sustainable Business Goals. In: The European Financial Review (December – January), 2015, p. 63–67. 
  18. Lasi H., Fettke P., Thomas F. Industry 4.0. Business & Information Systems Engineering, 2014, no. 6, p. 239–242. 
  19. Berman S. J. Digital transformation: opportunities to create new business models. Strategy & Leadership, 2012, no. 40, p. 16–24. 
  20. Thierry R., Striukova L. From rapid prototyping to home fabrication: How 3D printing is changing business model innovation. Technological Forecasting and Social Change, 2016, no. 102, p. 214–224. 
  21. Kapoor R., Klueter Th. Organizing for new technologies. MIT Sloan Management Review, 2017, no. 58, p. 85–86. 
  22. Visnjic I., Wiengarten F., Neely A. Only the brave: product innovation, service business model innovation, and their impact on performance. Journal of Product Innovation Management, 2018, no. 33, p. 36–52. 
  23. Foss N. J., Saebi T. Fifteen years of research on business model innovation: How far have we come, and wh ere should we go? Journal of Management, 2017, no. 43, p. 200–227. 
  24. Davies R. Industry 4.0 Digitalisation for productivity and growth. European Parliamentary Research Service. Briefing September 2015 URL:  (accessed 12.09.2019). 
  25. King M. The End of Alchemy: Money, Banking, and the Future of the Global Economy. W. W. Norton & Company, Reprint ed. (March 7, 2017) 446 p. ISBN 0393247023
  26. Loebbecke C., Picot A. Reflections on societal and business model transformation arising from digitization and Big Data Analytics: A research agenda. Journal of
    Strategic Information Systems, 2015, no. 24, p. 149–157. 
  27. Ruiz J. Citi’s Story of Innovation in Susanne Chishti and Janos Barberis, The FINTECH Book: The Financial Technology Handbook for Investors, Entrepreneurs and Visionaries. John Wiley & Sons, 2016, 325 p.  
Выходные данные: Пелых В.Я. Финансы 4.0 как идея цифровой трансформации финансовой сферы. Мир экономики и управления. 2020, Т.20, 2. C. 134–148. DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-2-134-148