Профессиональные планы школьников и запросы рынка труда регионов Арктической зоны России: согласование интересов

Симакова Анна Васильевна
1. Петрозаводский государственный университет
2. Институт экономики КНЦ РАН
simakova@petrsu.ru
Гуртов Валерий Алексеевич
1. Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета
vgurt@psu.karelia.ru
Материал поступил в редколлегию 25/03/2020
Аннотация
Рассмотрены профессиональные интересы школьников арктических регионов в сопоставлении с запросом рынка труда и ведущих работодателей. Исследование профессиональных предпочтений школьников в условиях кадрового дефицита в экономике арктических регионов и возросшего интереса к развитию этих территорий является  актуальным, так как именно молодежь формирует основу своевременного воспроизводства человеческого капитала. Цель исследования – выявление профессиональных планов школьников арктических регионов и сопоставление планов с потребностью рынка труда и работодателей регионов. Эмпирическая основа исследования – данные официальной статистической отчетности (данные Роструда за 2018 г.), опрос ведущих работодателей и школьников 8–10 классов арктических регионов. Оригинальность исследования заключается в сопоставлении трехсторонних интересов – рынка труда, работодателей и школьников как потенциальных профессионалов, выстраивающих карьерный путь в условиях развития арктических регионов. В исследовании выявлены профессии по трем исследуемым категориям (рынок труда, работодатели, школьники), весь массив  полученных профессий сопоставлен на основе структурного анализа. По вакансиям, запросам работодателей и предпочтениям школьников есть пересечение по отдельным профессиям. Детализация профессий по уровням образования показала рассогласованность: по вакансиям и у работодателей востребованы работники СПО, однако школьники
больше ориентируются на высшее образование; по профессиональным группам инженерных, технических и социальных профессий также выявлено расхождение. Данные результаты полезны для органов власти, научной и педагогической общественности при формировании механизмов закрепления будущих молодых специалистов в арктических регионах. 
Ключевые слова
Арктическая зона России, спрос и предложение на рынке труда, профессиональные планы школьников, востребованные профессии, сбалансированность профессиональных предпочтений
Источник финансирования
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 18-59-11001



Список литературы:
  1. Кекконен А. Л., Сигова С. В. Развитие человеческого капитала в регионах Европейского Севера России: угрозы и возможности // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 9. С. 64–74. 
  2. Степусь И. С. Стратегическое развитие экономики арктического макрорегиона и его обеспеченность кадрами со средним профессиональным образованием // Региональная  экономика: теория и практика. 2016. № 11. С. 66–79.
  3. Сигова С. В., Степусь И. С. Кадровое обеспечение приоритетов развития Арктической зоны России – вклад системы высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 5. C. 19–29. 
  4. Корчак Е. А. Человеческий капитал и дисбаланс на рынках труда Арктической зоны России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. № 9. С. 1619–1631. DOI 10.24891/ni.14.9.1619 
  5. Чередниченко Г. А. Запросы рынка труда и образовательные стратегии молодежи // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. М., 2015. Вып. 8. С. 1–64. 
  6. Устинова К. А., Губанова Е. С., Леонидова Г. В. Человеческий капитал в инновационной экономике. Вологда: Ин-т соц.-экон. развития территорий РАН, 2015. 195 с.
  7. Захаров Л. В. О системном подходе к сопровождению профессионального самоопределения подростков и юношества // Актуальные вопросы развития
  8. системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся: Сб. материалов Всерос. науч.-прак. конф. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2017. С. 94–102. 
  9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2008. 302 с. 
  10. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. 2014. № 3. С. 45–50. 
  11. Сергеев И. С., Родичев Н. Ф., Сикорская-Деканова М. А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4. С. 39–50. 
  12. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Современный выпускник школы в новых условиях выбора // Россия реформирующаяся: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков; Ин-т социологии РАН. М.: Новый хронограф, 2016. Вып. 14. С. 309–335. 
  13. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19.
  14. Davies P., Qiu T., Davies N. M. Cultural and human capital, information and higher education choicesю Journal of Education Policy, 2014, vol. 29, no. 6, p. 804–825. DOI 10.1080/02680939.2014.891762 
  15. Адамчук Д. В. Профессиональные и образовательные планы современных школьников // Человек и образование. 2017. № 3. С. 116–126.
  16. Вознесенская Е. Д. Молодежь и профессии // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М.: ЦСПиМ, 2015. С. 123–184. 
  17. Рощина Я. М. Образовательные стратегии школьников старших классов в 2013 г. Информационный бюллетень. М.: ВШЭ, 2015. 56 с. 
  18. Заборова Е. Н., Озерова М. В. Образовательные стратегии: подходы к определению понятия и традиции исследования // Изв. Урал. федерал. ун-та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 3. С. 105–113. 
  19. Кекконен А. Л., Федорова Е. А., Симакова А. В. Образовательные стратегии старшеклассников и их влияние на расширенное воспроизводство человеческого капитала  региона (на примере Республики Карелия) // Политика и общество. 2016. № 9. С. 1272–1286. DOI 10.7256/1812-8696.2016.9.20113 
  20. Симакова А. В. Профессиональное самоопределение школьников 8–10 классов арктических и дальневосточных регионов: социологическая оценка // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 3. C. 72–91. DOI 10.19181/snsp.2019.7.3.6690 
  21. Frey C., Osborne M. The Future of Employment: How Susceptible Are Jobs to Computerisation? Technological Forecasting and Social Change, 2017. vol. 114, р. 254–280.
  22. Степусь И. С., Шабаева С. В. Настоящее и будущее рынка труда регионов  Арктической зоны России: востребованные профессии // Непрерывное образование: 21 век. 2019. № 3. DOI 10.15393/j5.art.2019.5026 
  23. Дегтева Г. Н., Корнеева Я. А., Симонова Н. Н. Личностный ресурс работников нефтегазодобывающих компаний в контексте адаптации к неблагоприятным  климатогеографическим условиям Арктики // Экология человека. 2017. № 9. С. 15–21. 
  24. Профессии на российском рынке труда: Аналит. доклад НИУ ВШЭ. М.: ИД ВШЭ, 2017. 
  25. Ананьев А. Н., Антонов А. Н., Бухгерева И. Н. Управление трудовыми ресурсами в условиях развития рыночных отношений. М.: ГМГУС, 
Выходные данные: Симакова А.В., Гуртов В.А. Профессиональные планы школьников и запросы рынка труда регионов Арктической зоны России: согласование интересов. Мир экономики и управления. 2020, Т.20, 2. C. 149–177. DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-2-149-177