Формирование институциональной среды природоохранной деятельности (на примере внедрения принципа НДТ)

Бурматова Ольга Петровна
1. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
2. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
burmatova@ngs.ru
Материал поступил в редколлегию 18/05/2020

Аннотация
Статья посвящена анализу состояния институциональных аспектов формирования экологической политики в условиях России. Показан целый ряд институциональных условий, которые из-за своей неэффективности не способствуют улучшению современной государственной экологической политики. Особое внимание уделено проблемам разработки и применения экологического законодательства, характер которого во многом определяет состояние всей институциональной среды, влияющей на формирование и эффективность использования различных элементов управления охраной окружающей среды. Раскрыты основные причины, обусловливающие слабость российского природоохранного законодательства, высказаны рекомендации по возможным направлениям его совершенствования. Предложенные рекомендации могут быть использованы при разработке ключевых элементов механизма управления экологической сферой. На примере законодательного оформления перехода на принцип наилучших доступных технологий показаны возможности и проблемы такого перехода в условиях России. Проанализированы плюсы и минусы принятой категоризации объектов по уровню их негативного воздействия на окружающую среду с выдачей комплексного экологического разрешения как одного из главных направлений деятельности при переходе на принцип наилучших доступных технологий.
Ключевые слова
экологическая политика; природоохранное законодательство; охрана окружающей среды; механизм применения экологических законов; институциональная среда; механизм управления природоохранной сферой, комплексное экологическое разрешение, государственный экологический контроль
Источник финансирования
Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН в рамках Проекта XI.173.1.2. «Стратегическое управление региональным и муниципальным развитием: концепция и принципы реализации» (№ АААА-А17-117022250118-6).



Список литературы:
  1. Арсланова Х. Д., Арсланов Ш. Д. Институциональные проблемы экологизации социально-экономического развития проблемного региона // Фундаментальные исследования. 2016. № 7 (часть 2). С. 299–303.
  2. Блоков И. П. Окружающая среда и ее охрана в России. Изменения за 25 лет. М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2018. 422 с. 
  3. Бурматова О. П. Государственное экологическое управление в России // Стратегическое управление региональным и муниципальным развитием / Под ред. А. С. Новосёлова, В. Е. Селиверстова. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2018. С. 402–462. 
  4. Нуртдинов А. Р. Институциональные основы государственной политики устойчивого развития // Экономические науки. 2010. № 12 (73). С. 51–54. 
  5. Природоохранные институты в современной России / Науч. ред. Г. А. Фоменко; Научно-исследовательский проектный ин-т “Кадастр”. М.: Наука, 2010. 447 с. 
  6. Степанов К. Институциональный аспект регулирования природоохранной деятельности. Система экологических рейтингов (2012). URL: http://ecopalata.ru/?p=1278
  7. Фоменко Г. А. Институциональные особенности управления природоохранной деятельностью в России // Проблемы региональной экологии. 2013. № 3. С. 71–83. 
  8. Фоменко Г. А. Управление природоохранной деятельностью: эволюция институциональных изменений. Часть 1 // Проблемы региональной экологии. 2019. № 4. С. 52–63. 
  9. Фоменко Г. А. Управление природоохранной деятельностью: эволюция институциональных изменений. Часть 2 // Проблемы региональной экологии. 2019. № 5. С. 112–118.
  10. Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права. М.: Юрайт, 2011. 607 с.
  11. Бурматова О. П. Проблемные аспекты применения лесного и водного законодательства в России // Вестник НГУЭУ. 2019. № 2. С. 10–24. 
  12. Бурматова О. П. Возможности внедрения принципа НДТ в российскую практику экологической политики // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 3. С. 29–41.
  13. Тяглов С. Г., Воскресова Г. Н. Особенности определения технологии в качестве НДТ: российский и зарубежный опыт // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2019. Т. 10, № 2. С. 97–112. 
  14. Белокрылова Е. А., Уаге М. Б. Наилучшие доступные технологии в экологическом праве Российской Федерации: проблемы и перспективы // Вестник Удмурт. ун-та. Серия Экономика и право. 2014. Т. 24, вып. 4. С. 119–123. 
  15. Луняшин П. Д. Что ждать промышленности от перехода на принципы НДТ? // Золотодобыча: геология, горное дело, обогащение, металлургия, консалтинг. 2017. № 221, апр. 
  16. Бабина Ю. В. Нормативные основы и условия внедрения наилучших доступных технологий // Справочник эколога. 2018. № 4. URL: https://www.profiz.ru/eco/4_2018/ NDT/.
  17. Ястребов А. Е. Основные направления совершенствования экологического законодательства РФ // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 142–146.  

Выходные данные: Бурматова О.П. Формирование институциональной среды природоохранной деятельности (на примере внедрения принципа НДТ). Мир экономики и управления. 2020. Т. 20, № 3. C. 148–165. DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-3-148-165