- Мир экономики и управления
- Архив
- 2020
- № 3
- Менеджмент
Развитие менеджмента в цифровой экономике: аналитический обзор исследований
Маркова Вера Дмитриевна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Markova.pro@yandex.ru
Кузнецова Светлана Анатольевна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Материал поступил в редколлегию 21/06/2020
Аннотация
Современные технологии оказывают масштабное влияние на трансформацию управленческих функций, инструментов и методов управления, компетенций менеджеров, актуализируя вопрос о том, как будет осуществляться управление компаниями в ближайшем будущем. В статье представлен обзор направлений развития менеджмента с акцентом на контуры формирующейся парадигмы менеджмента цифровой эпохи.
Информационной основой анализа являются работы ведущих зарубежных и отечественных специалистов в сфере управления, а также статьи, отобранные по ключевым словам. Всего проанализировано более 100 публикаций, направленных на выявление и теоретическое осмысление трендов развития менеджмента организаций в цифровой экономике.
Показано, что концепция менеджмента цифровой эпохи динамично развивается, при этом контуры формирующейся парадигмы представляют собой поле для профессиональных дискуссий и экспериментов. Многообразие взглядов исследователей на будущее управления организациями систематизировано авторами с позиций организационных моделей бизнеса, стратегических приоритетов и ориентиров развития компаний – ключевых аспектов менеджмента, обеспечивающих целостное восприятие бизнеса и показывающих направления его трансформации в ответ на вызовы внешней среды. На основе этого описаны новые требования к компетенциям современных менеджеров. Также показано, что на основе анализа лучших практик управления известные консалтинговые компании вводят в оборот новые интегральные показатели успешности системы менеджмента.
Выделенные в результате анализа тренды в развитии современного менеджмента, а также новые компетенции менеджеров представляют интерес для исследователей и практиков управления, хотя нуждаются в дальнейшем анализе по мере развития технологий и управленческих практик.
Ключевые слова
парадигма менеджмента, цифровая экономика, модели бизнеса, компетенции менеджеров
Источник финансирования
Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект XI.172.1.3 «Теория и методология стратегического управления развитием высокотехнологичного бизнеса как базиса новой индустриализации», № АААА-А17–117022250130–8.
Список литературы:
Современные технологии оказывают масштабное влияние на трансформацию управленческих функций, инструментов и методов управления, компетенций менеджеров, актуализируя вопрос о том, как будет осуществляться управление компаниями в ближайшем будущем. В статье представлен обзор направлений развития менеджмента с акцентом на контуры формирующейся парадигмы менеджмента цифровой эпохи.
Информационной основой анализа являются работы ведущих зарубежных и отечественных специалистов в сфере управления, а также статьи, отобранные по ключевым словам. Всего проанализировано более 100 публикаций, направленных на выявление и теоретическое осмысление трендов развития менеджмента организаций в цифровой экономике.
Показано, что концепция менеджмента цифровой эпохи динамично развивается, при этом контуры формирующейся парадигмы представляют собой поле для профессиональных дискуссий и экспериментов. Многообразие взглядов исследователей на будущее управления организациями систематизировано авторами с позиций организационных моделей бизнеса, стратегических приоритетов и ориентиров развития компаний – ключевых аспектов менеджмента, обеспечивающих целостное восприятие бизнеса и показывающих направления его трансформации в ответ на вызовы внешней среды. На основе этого описаны новые требования к компетенциям современных менеджеров. Также показано, что на основе анализа лучших практик управления известные консалтинговые компании вводят в оборот новые интегральные показатели успешности системы менеджмента.
Выделенные в результате анализа тренды в развитии современного менеджмента, а также новые компетенции менеджеров представляют интерес для исследователей и практиков управления, хотя нуждаются в дальнейшем анализе по мере развития технологий и управленческих практик.
Ключевые слова
парадигма менеджмента, цифровая экономика, модели бизнеса, компетенции менеджеров
Источник финансирования
Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект XI.172.1.3 «Теория и методология стратегического управления развитием высокотехнологичного бизнеса как базиса новой индустриализации», № АААА-А17–117022250130–8.
Список литературы:
- Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2012.
- Гараедаги Дж. Системное мышление: как управлять хаосом и сложными процессами. Минск: Гревцов Букс, 2010.
- Виханский О. С., Миракян А. Г. Новое тысячелетие: управленческие аномалии и современные концепции лидерства // Российский журнал менеджмента. 2018. № 16 (1). С. 131–154.
- Исмаил С. Взрывной рост. Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать). М.: Альпина Паблишер, 2017.
- Блуммарт Т., Брук С. На пороге сингулярности: как изменится менеджмент в XXI веке // Harvard Business Review – Россия, 2018, ноябрь.
- Винокуров В. А. Качество менеджмента – основа современной управленческой парадигмы // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 6.
- Цветков А. Н. Парадигма современного менеджмента: проявление в организациях // Стратегии бизнеса. Электронный научно-экономический журнал. 2016. № 6. С. 30–34.
- Дрогобыцкий И. Н. Парадигма организационного менеджмента // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». 2012. № 1 (8). С. 43–57.
- Брабандер Л., Ини А. Думай в других форматах. М.: Эксмо, 2019.
- Адизес И. На пороге управленческой революции // Harvard Business Review – Россия. 2017, февраль. С. 11–15.
- О’Рейли Т. WTF? Гид по бизнес-моделям будущего. М.: Эксмо, 2019.
- Morieux Y. Companies are revolutionizing how people work. Now they need to transform how managers manage (2018). URL: https://www.bcg.com/ruru/publications/2018/bringing-managers-back-to-work.aspx
- Лалу Ф. Открывая организации будущего. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2017.
- Мейер К., Дэвис С. Живая организация. Компания как живой организм. М.: Добрая книга, 2007.
- Дементьев В. Е. Жизнеспособность иерархических организаций в условиях изменчивости экономической среды // Российский журнал менеджмента. 2019. № 17. C. 367–386.
- Третьяк О. А., Климанов Д. Е. Новый подход к анализу бизнес-моделей // Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14, № 1. C. 115–130.
- Кузнецова С. А., Маркова В. Д. Проблемы формирования бизнес-экосистемы на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С // Инновации. 2018. № 2 (232). C. 55–60.
- Боссиди Л., Чаран Р. Сталкиваясь с реальностью. Как адаптировать бизнесмодель в меняющейся среде. М.: ИД Вильямс, 2007.
- Гиротра К., Нетесин С. Оптимальная бизнес-модель: четыре инструмента управления рисками. М.: Альпина Паблишер, 2014.
- Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Ценностные ориентиры в концепции стратегического управления: анализ опыта российских высокотехнологичных компаний // Регион: экономика и социология. 2017. № 2. C. 326–347.
- Портер М., Хаппелманн Дж. Революция в конкуренции. «Умные» технологии изменяют конкурентную борьбу // Harvard Business Review – Россия, 2014, декабрь. С. 49–71.
- Уэссел М., Леви Э., Сигел Р. Рывок в цифровую экономику // Harvard Business Review – Россия, 2017, март. С. 59–65.
- Дриест Ф., Стаунатан С., Уид К. Путь к сердцу покупателя лежит через данные // Harvard Business Review – Россия, 2016, ноябрь.
- Иансати М., Лакхани К. Вездесущая «цифра» // Harvard Business Review – Россия, 2014, декабрь. C. 73–83.
- Антонов В. Г., Самосудов М. В. Проблемы и перспективы развития цифрового менеджмента // E-Management. 2018. № 2. C. 38–48.
- Provost F., Fawcett T. Data science and its relationship to Big Data and datadriven decision making. Big Data, 2013, p. 51–59.
- Field D., Patel S., Leon H. The Dividends of Digital Marketing Maturity. Boston Consulting Group, 2019.
- Xing Wan, Cenamor J., Parker G., M. Van Alstyne. Unraveling Platform Strategies: A Review from an Organizational Ambidexterity Perspective. Sustainability, 2017, no. 9. DOI 10.3390/su9050734
- Зук К., Аллен Дж. Стратегии роста компании в эпоху нестабильности. М.: ИД Вильямс, 2007.
- Хэмел Г. Во главе революции. СПб.: Изд-во Стокгольмской школы экономики, 2007.
- Чакраварти Б., Лоранж П. Прибыль или рост? Почему вам не нужно делать выбор. СПб.: Бест Бизнес Букс, 2012.
- Синек С. Начни с «Почему?». М.: Изд-во «Э», 2017.
- Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Развитие стратегического менеджмента в цифровой экономике // Вестник Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. № 48. C. 217–232.
- Клинцов В., Meaney M. Как добиться устойчивых улучшений // Вестник McKinsey. 2019. № 34.
- Кулагин В., Сухаревски А., Мефферт Ю. Digital@Scale: Настольная книга по цифровизации бизнеса. М.: Интеллектуальная литература, 2020.
- Александрова Т. В. Цифровизация как современный тренд развития менеджмента производственных организаций // Вестник Южно-Урал. гос. ун-та. Серия: Экономика и менеджмент. 2019. № 3. C. 137–144.
- Братченко С. А. Некоторые размышления о возможностях и рисках цифровизации и как они отражаются на труде руководителей в бизнесе и государственном управлении // История управленческой мысли и бизнеса. Менеджмент и роли менеджеров: вчера, сегодня, завтра: Материалы XX Междунар. конф. (28–30 июня 2019 г.) / Под ред. В. И. Маршева. М.: Эконом. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 2019. С. 38–47.
- Матвеева Н. С., Черкасова М. А. Перспективы развития фриланса в условиях современной России // Вестник университета (ГУУ). 2019. № 7. С. 18– 25.
- Лаврентьева И. В., Руденко Д. С. Трансформация организационной культуры в современном мире // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2019. № 3 (425). Экономические науки. Вып. 64. С. 153–157.
- Садун Р., Блум Н., Ринен Дж. Почему мы недооцениваем роль менеджмента // Harvard Business Review – Россия, 2018, февраль.
Выходные данные: Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Развитие менеджмента в цифровой экономике: аналитический обзор исследований . Мир экономики и управления. 2020. Т. 20, № 3. C. 166–183. DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-3-166-183