Развитие менеджмента в цифровой экономике: аналитический обзор исследований

Маркова Вера Дмитриевна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Markova.pro@yandex.ru
Кузнецова Светлана Анатольевна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Материал поступил в редколлегию 21/06/2020

Аннотация
Современные технологии оказывают масштабное влияние на трансформацию управленческих функций, инструментов и методов управления, компетенций менеджеров, актуализируя вопрос о том, как будет осуществляться управление компаниями в ближайшем будущем. В статье представлен обзор направлений развития менеджмента с акцентом на контуры формирующейся парадигмы менеджмента цифровой эпохи.
Информационной основой анализа являются работы ведущих зарубежных и отечественных специалистов в сфере управления, а также статьи, отобранные по ключевым словам. Всего проанализировано более 100 публикаций, направленных на выявление и теоретическое осмысление трендов развития менеджмента организаций в цифровой экономике.
Показано, что концепция менеджмента цифровой эпохи динамично развивается, при этом контуры формирующейся парадигмы представляют собой поле для профессиональных дискуссий и экспериментов. Многообразие взглядов исследователей на будущее управления организациями систематизировано авторами с позиций организационных моделей бизнеса, стратегических приоритетов и ориентиров развития компаний – ключевых аспектов менеджмента, обеспечивающих целостное восприятие бизнеса и показывающих направления его трансформации в ответ на вызовы внешней среды. На основе этого описаны новые требования к компетенциям современных менеджеров. Также показано, что на основе анализа лучших практик управления известные консалтинговые компании вводят в оборот новые интегральные показатели успешности системы менеджмента.
Выделенные в результате анализа тренды в развитии современного менеджмента, а также новые компетенции менеджеров представляют интерес для исследователей и практиков управления, хотя нуждаются в дальнейшем анализе по мере развития технологий и управленческих практик.
Ключевые слова
парадигма менеджмента, цифровая экономика, модели бизнеса, компетенции менеджеров
Источник финансирования
Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект XI.172.1.3 «Теория и методология стратегического управления развитием высокотехнологичного бизнеса как базиса новой индустриализации», № АААА-А17–117022250130–8.



Список литературы:

  1. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2012. 
  2. Гараедаги Дж. Системное мышление: как управлять хаосом и сложными процессами. Минск: Гревцов Букс, 2010. 
  3. Виханский О. С., Миракян А. Г. Новое тысячелетие: управленческие аномалии и современные концепции лидерства // Российский журнал менеджмента. 2018. № 16 (1). С.  131–154. 
  4. Исмаил С. Взрывной рост. Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать). М.: Альпина Паблишер, 2017. 
  5. Блуммарт Т., Брук С. На пороге сингулярности: как изменится менеджмент в XXI веке // Harvard Business Review – Россия, 2018, ноябрь. 
  6. Винокуров В. А. Качество менеджмента – основа современной управленческой парадигмы // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 6. 
  7. Цветков А. Н. Парадигма современного менеджмента: проявление в организациях // Стратегии бизнеса. Электронный научно-экономический журнал. 2016. № 6. С. 30–34. 
  8. Дрогобыцкий И. Н. Парадигма организационного менеджмента // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». 2012. № 1 (8). С. 43–57. 
  9. Брабандер Л., Ини А. Думай в других форматах. М.: Эксмо, 2019. 
  10. Адизес И. На пороге управленческой революции // Harvard Business Review – Россия. 2017, февраль. С. 11–15. 
  11. О’Рейли Т. WTF? Гид по бизнес-моделям будущего. М.: Эксмо, 2019. 
  12. Morieux Y. Companies are revolutionizing how people work. Now they need to transform how managers manage (2018). URL: https://www.bcg.com/ruru/publications/2018/bringing-managers-back-to-work.aspx 
  13. Лалу Ф. Открывая организации будущего. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2017. 
  14. Мейер К., Дэвис С. Живая организация. Компания как живой организм. М.: Добрая книга, 2007. 
  15. Дементьев В. Е. Жизнеспособность иерархических организаций в условиях изменчивости экономической среды // Российский журнал менеджмента. 2019. № 17. C. 367–386. 
  16. Третьяк О. А., Климанов Д. Е. Новый подход к анализу бизнес-моделей // Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14, № 1. C. 115–130. 
  17. Кузнецова С. А., Маркова В. Д. Проблемы формирования бизнес-экосистемы на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С // Инновации. 2018. № 2 (232). C. 55–60. 
  18. Боссиди Л., Чаран Р. Сталкиваясь с реальностью. Как адаптировать бизнесмодель в меняющейся среде. М.: ИД Вильямс, 2007. 
  19. Гиротра К., Нетесин С. Оптимальная бизнес-модель: четыре инструмента управления рисками. М.: Альпина Паблишер, 2014. 
  20. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Ценностные ориентиры в концепции стратегического управления: анализ опыта российских высокотехнологичных компаний // Регион: экономика и социология. 2017. № 2. C. 326–347. 
  21. Портер М., Хаппелманн Дж. Революция в конкуренции. «Умные» технологии изменяют конкурентную борьбу // Harvard Business Review – Россия, 2014, декабрь. С. 49–71. 
  22. Уэссел М., Леви Э., Сигел Р. Рывок в цифровую экономику // Harvard Business Review – Россия, 2017, март. С. 59–65. 
  23. Дриест Ф., Стаунатан С., Уид К. Путь к сердцу покупателя лежит через данные // Harvard Business Review – Россия, 2016, ноябрь. 
  24. Иансати М., Лакхани К. Вездесущая «цифра» // Harvard Business Review – Россия, 2014, декабрь. C. 73–83. 
  25. Антонов В. Г., Самосудов М. В. Проблемы и перспективы развития цифрового менеджмента // E-Management. 2018. № 2. C. 38–48. 
  26. Provost F., Fawcett T. Data science and its relationship to Big Data and datadriven decision making. Big Data, 2013, p. 51–59. 
  27. Field D., Patel S., Leon H. The Dividends of Digital Marketing Maturity. Boston Consulting Group, 2019. 
  28. Xing Wan, Cenamor J., Parker G., M. Van Alstyne. Unraveling Platform Strategies: A Review from an Organizational Ambidexterity Perspective. Sustainability, 2017, no. 9. DOI  10.3390/su9050734 
  29. Зук К., Аллен Дж. Стратегии роста компании в эпоху нестабильности. М.: ИД Вильямс, 2007. 
  30. Хэмел Г. Во главе революции. СПб.: Изд-во Стокгольмской школы экономики, 2007. 
  31. Чакраварти Б., Лоранж П. Прибыль или рост? Почему вам не нужно делать выбор. СПб.: Бест Бизнес Букс, 2012. 
  32. Синек С. Начни с «Почему?». М.: Изд-во «Э», 2017. 
  33. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Развитие стратегического менеджмента в цифровой экономике // Вестник Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. № 48. C. 217–232. 
  34. Клинцов В., Meaney M. Как добиться устойчивых улучшений // Вестник McKinsey. 2019. № 34. 
  35. Кулагин В., Сухаревски А., Мефферт Ю. Digital@Scale: Настольная книга по цифровизации бизнеса. М.: Интеллектуальная литература, 2020. 
  36. Александрова Т. В. Цифровизация как современный тренд развития менеджмента производственных организаций // Вестник Южно-Урал. гос. ун-та. Серия: Экономика и менеджмент. 2019. № 3. C. 137–144. 
  37. Братченко С. А. Некоторые размышления о возможностях и рисках цифровизации и как они отражаются на труде руководителей в бизнесе и государственном управлении //  История управленческой мысли и бизнеса. Менеджмент и роли менеджеров: вчера, сегодня, завтра: Материалы XX Междунар. конф. (28–30 июня 2019 г.) / Под ред. В. И. Маршева. М.: Эконом. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 2019. С. 38–47. 
  38. Матвеева Н. С., Черкасова М. А. Перспективы развития фриланса в условиях современной России // Вестник университета (ГУУ). 2019. № 7. С. 18– 25. 
  39. Лаврентьева И. В., Руденко Д. С. Трансформация организационной культуры в современном мире // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2019. № 3 (425). Экономические науки. Вып. 64. С. 153–157. 
  40. Садун Р., Блум Н., Ринен Дж. Почему мы недооцениваем роль менеджмента // Harvard Business Review – Россия, 2018, февраль.  

Выходные данные: Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Развитие менеджмента в цифровой экономике: аналитический обзор исследований . Мир экономики и управления. 2020. Т. 20, № 3. C. 166–183. DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-3-166-183