Анализ характеристик высокотехнологичности компаний

Горюшкин Антон Андреевич
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
angor@ieie.nsc.ru
Материал поступил в редколлегию 25/08/2020
Аннотация
Целенаправленная поддержка и стимулирование развития высокотехнологичного сектора требует выделения особенностей высокотехнологичных и наукоемких компаний. Целью данного исследования является эмпирическая проверка существования различий между компаниями высокотехнологичного и традиционного секторов экономики на основе микроэкономических данных базы BEEPS по следующим характеристикам: уровень интенсивности исследований и разработок; уровень квалификации персонала; технологические и финансовые возможности; ориентация бизнеса на глобальный рынок.

Проверка основана на статистическом сравнении средних значений характеристик деятельности компаний указанных секторов – использовании t-критерия Стьюдента. Для проверки использованы данные опросов отечественных компаний производственной сферы и сферы услуг, данные опросов компании из стран ЕАЭС и некоторых восточноевропейских стран.

Выявлено, что в восточноевропейских странах высокотехнологичные компании любой сферы интенсивнее вкладываются в НИОКР. В России же это справедливо только для производственной сферы. При этом уровень инновационной активности для отечественных производственных компаний в целом соответствует уровню активности компаний других рассматриваемых стран. Значимо большая доля отечественных высокотехнологичных компаний уделяет внимание внедрению новых методов производства, управления и продвижения продукции. Европейские компании уделяют этому внимание в равной степени.

Необходимость приобретения или взятия в аренду оборудования одинаково важна для высокотехнологичных и низкотехнологичных компаний. Нет значимых различий и в доступе к финансовым ресурсам.

Также выявлено, что российские высокотехнологичные производственные компании в большей степени ориентированы на национальный, а низкотехнологичные – на местный рынок. При этом для высокотехнологичного бизнеса все же характерна более высокая доля продукции, отгруженной на экспорт, по сравнению со средним уровнем отраслевого экспорта.

Ключевые слова: высокотехнологичный бизнес, обрабатывающая промышленность, наукоемкий бизнес, инновации, факторы роста.

Источник финансирования:

Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН в рамках проекта XI.172.1.3 (№ АААА-А17–117022250130–8) «Теория и методология стратегического управления развитием высокотехнологичного бизнеса как базиса новой индустриализации»

${file_}


Выходные данные: Горюшкин А.А. Анализ характеристик высокотехнологичности компаний. Мир экономики и управления. 2020, Т.20, № 4. C. 113–137. DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-4-113-137