Новосибирск на пути к умному городу

Костина Елена Алексеевна
1. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Материал поступил в редколлегию 11/05/2020

Аннотация

В настоящее время происходит бурный рост городского населения. Вопрос повышения качества городской среды и комфорта проживания становится все более актуальным. Также растет конкуренция среди городов за высококвалифицированную рабочую силу, компании, инвесторов и даже международные события. С развитием современных технологий, в особенности информационно-коммуникационных, высокоскоростной связи, интернета вещей, искусственного интеллекта, больших данных и машинного обучения, одним из возможных путей развития становится умный город. Все больше городов стремятся пойти по данному пути. А с запуском ведомственного проекта «Умный город» в России это стало особенно актуально в нашей стране. В том числе для Новосибирска – третьего по величине города России, обладающего достаточным инновационным, промышленным и научным потенциалом. В данной статье анализируются понятие «умного города», преимущества и барьеры, препятствующие созданию умного города (высокие затраты, неготовность населения и правительства, отсутствие единой платформы и др.). Также рассматриваются успехи Новосибирска на пути к умному городу, наличие умных составляющих экономики, управления, инфраструктуры и предлагаются возможные направления совершенствования городского развития, прежде всего за счет активного вовлечения населения и широкого использования международного опыта.

Ключевые слова: умный город, умная городская среда, ИКТ, интернет вещей, преимущества умного города, барьеры, Новосибирск, высокотехнологичный бизнес

Источник финансирования:

Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН в рамках проекта XI.172.1.3 (№ АААА-А17–117022250130–8) «Теория и методология стратегического управления развитием высокотехнологичного бизнеса как базиса новой индустриализации»

Выходные данные: Костина Е.А. Новосибирск на пути к умному городу. Мир экономики и управления. 2020, Т.20, № 4. C. 46–60. DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-4-46-60