Социологическое измерение адаптационного потенциала учительского сообщества (на примере Вологодской области)

Головчин Максим Александрович
Researcher ID: N-1706-2015
1. Вологодский научный центр РАН
Материал поступил в редколлегию 30/06/2020

Аннотация

В статье предложена методика оценки адаптационного потенциала представителей учительского сообщества, а также проведена ее апробация на материалах Вологодской области.

В рамках теоретических обобщений приведено авторское понимание природы адаптационного потенциала, на основании которого разработана методика оценки интегрального индекса адаптационного потенциала как совокупности нематериальных ресурсов, задействованных педагогами в процессе приспособления к новым вызовам образовательной среды. Определен состав адаптационных ресурсов, которые были объединены в пять блоков (образовательный капитал, профессиональный капитал, социальный капитал, культурный капитал и информационный капитал).

В рамках апробации предложенной методики на данных целевого опроса учителей Вологодской области, который был проведен в мае-июне 2020 г. Вологодским научным центром Российской академии наук в формате онлайн-анкетирования, проведены расчеты значений адаптационного потенциала учителей, включенных в выборочную совокупность. Также была проведена кластеризация расчетных данных, которая указала на преобладание признаков среднего адаптационного потенциала среди респондентов. Итоги апробации указывают на возможность дальнейшего применения методики на практике.

Определен алгоритм исследования адаптационного потенциала учительского сообщества: оценка степени развития каждого адаптационного ресурса; определение значения адаптационного потенциала путем сложения баллов по каждому ресурсу в отдельности; оценка уровня развития адаптационного потенциала путем кластерного анализа.

Новизна исследования состоит в использовании авторской методики к оценке адаптационного потенциала учителей, являющейся модернизацией подхода Е.М. Авраамовой. Представленные результаты станут основой для эмпирического этапа исследования адаптационного потенциала учителей общеобразовательных школ.

Ключевые слова

образование, учительское сообщество, социологический опрос, адаптационный потенциал, адаптационные ресурсы, корреляция, индекс, кластеризация

${file_)

Выходные данные: Головчин М.А. Социологическое измерение адаптационного потенциала учительского сообщества (на примере Вологодской области). Мир экономики и управления. 2020, Т.20, № 4. C. 214–233. DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-4-214-233