- Сибирский физический журнал
- Архив
- 2020
- Том 15. Номер 1
- Учебно-методическое обеспечение преподавания физики
Первые интернет-олимпиады по физике между объединенными российско-американскими командами старшеклассников
Аржанников Андрей Васильевич
Scopus Author ID: 7004910972
Researcher ID: C-2443-2019
1. Новосибирский государственный университет Новосибирск, Россия
2. Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН Новосибирск, Россия
arzhan1@ngs.ru
Князев Борис Александрович
1. Новосибирский государственный университет Новосибирск, Россия
2. Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН Новосибирск, Россия
ba_knyazev@phys.nsu.ru
Материал поступил в редколлегию 21.02.2020
Статья посвящена двадцатилетнему юбилею проведения первых международных интернет-олимпиад по физике, организованных физическим факультетом Новосибирского государственного университета, в которых участвовали старшеклассники России и США. В те годы на рубеже столетий, оставалось еще несколько лет до появления популярных социальных сетей, а также не существовали ныне широко известные мессенджеры. По этой причине проведение таких соревнований было совсем не простой задачей как в организационном плане, так и в плане технической реализации. Кроме того, было необходимо преодолеть препятствие, связанное с большими различиями в образовательных программах и разным уровнем школьного преподавания физики в России и США, а также с наличием языкового барьера между участниками соревнований. Все эти препятствия были успешно преодолены совместными усилиями российского и американского организационных комитетов. В результате, в 1999 г. были проведены соревнования в рамках двух городов: Новосибирск и Сан-Диего, а в 2000-м – в рамках сети из четырех городов: Новосибирск – Санкт-Петербург – Сан-Диего – Сиэтл. Следует особо подчеркнуть, что весьма продуктивной оказалась идея проводить соревнования между командами, которые составлены из равного числа российских и американских школьников, общающихся между собой с помощью прямой видеосвязи. Это позволило выровнять шансы команд на победу и заменить межнациональное соперничество тесным сотрудничеством в рамках коллектива интернациональной команды. Комплекты олимпиадных задач были подготовлены как в форме обычных, письменных заданий, так и в форме видеоклипов, содержащих демонстрацию физического опыта. Видеоряд, демонстрирующий выполнение опыта по физике, удачно вписывался в решение проблемы преодоления языкового барьера. Безусловно, в полной мере был использован многолетний опыт, накопленный в НГУ при проведении всесибирских олимпиад и вступительных экзаменов по физике. В приложениях к данной статье, мы представили содержание заданий для участников олимпиад, а также отклики отечественной и американской прессы на описанные события. Ключевые слова:
преподавание физики, интернет-олимпиады, задачи по физике
УДК 372.853
Первые интернет-олимпиады по физике между объединенными российско-американскими командами старшеклассников
Выходные данные: Аржанников А. В., Князев Б. А. Первые интернет-олимпиады по физике между объединенными российско-американскими командами старшеклассников . Сибирский физический журнал. 2020. Том 15, № 1. C. 108–138. DOI: 10.25205/2541-9447-2020-15-1-108-138